Сибирские огни, 2008, № 12

АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ пресвитер — харизматический лидер общины и при этом официально рукополо­ жен) возможно, но, учитывая все существующие недостатки современной церков­ ной жизни, далеко не всегда практически осуществимо. В случае с беседниками можно сказать, что вся их история — это пример балан­ сирования на грани, когда они, с одной стороны, явно пытаются жить именно по зако­ нам пневматологической экклезиологии (пусть, возможно, и неосознанно), а с другой стороны, являют потрясающий пример смирения и удерживаются в рамках универ­ сальной экклезиологии, не впадая в бесчинство и мудро избегая раскола. Благодаря двухсотлетнему подвигу беседников можно сказать, что теперь Церковь обладает уни­ кальным опытом жизни довольно крупной общности людей в условиях духовного упад­ ка и размытости границ церкви. Тем, что удалось сохранить и пронести сквозь века огонь Духа Святого, заволжские подвижники свидетельствуют о том, что их опыт впол­ не может занять достойное место в Священном Предании Церкви. Что касается канонической оценки аскетической практики (имеется в виду обя­ зательная трезвость, неядение мяса, пост по понедельникам, двухразовое питание), то здесь важно отметить следующее. Беседники настаивают на строгой укорененно­ сти в церковной истории их аскетического опыта. Действительно, этому опыту пред­ шествует довольно длительная традиция. Так, двухразовое питание практиковалось во многих монастырях Палестины. Кроме того, монахи саровского монастыря тоже вкушали пищу два раза в день. Однако, по-видимому, параллельно с такого рода уставами существовали и другие обычаи. Отсутствие завтрака в подвижнической практике вряд ли можно признать повсеместным. Например, в Толковом Типиконе Скабаллановича мы читаем, что в четвертом веке была молитва перед завтраком [12:147]. При этом утверждение беседников об отсутствии такой молитвы [1:12] также имеет под собой силу: там, где существовало двухразовое питание, действительно, и завтрака, как правило, не было (естественно, здесь речь идет только о монашеских правилах). Неядение мяса и полную трезвость, пожалуй, следует понимать не в контексте известного 51-ого правила святых апостолов («кто гнушается браком, мясом и вином, да будет отвержен» [10]), а так же, как и двухразовое питание, — в связи с особым подвижническим усилием, каковое часто берут на себя ревнители благочестия. Конечно, такие аскетические формы, какие используют беседники, не запреще­ ны церковью, а напротив весьма часто характерны для истинных подвижников. Воз­ держание, послушание и молитва во все времена являлись неоспоримыми атрибу­ тами духовной жизни, но надо подчеркнуть, что те методы, какие мы наблюдаем у заволжских ревнителей благочестия, лишь некоторые из возможных аскетических средств. Помимо них есть и другие. Известный церковный принцип гласит: «в глав­ ном единство, во второстепенном свобода, во всем любовь». Аскетика как таковая — это хорошее средство для ведения благочестивой жизни, но именно средство, а не цель. И здесь очень важно правильно расставить приоритеты, чтобы аскетика шла вслед за этикой, а не наоборот, сохраняя, таким образом, правильную иерархию ценностей. В данном подпункте наша задача состоит лишь в том, чтобы акцентиро­ вать внимание на существовании канонических (правовых) границ аскетического делания. В правильном по существу порыве борьбы с греховной плотью одновре­ менно с этим никак не должны выводиться из рассмотрения вопросы, связанные с духовной самостоятельностью и, как следствие, с самоопределением, личной свобо­ дой и правами человека. Впрочем, духовное руководство, осуществляемое старца­ ми, как раз и призвано гармонично уравновесить и согласовать друг с другом раз­ личные противоречивые аспекты такой сложной и многоуровневой духовной ре­ альности, какой является внутрицерковное движение. 2.3. Аскетический аспект и его оценка Как бы ни относились к аскетическому опыту беседников сторонние наблюда­ тели, все же следует признать высокую эффективность этого опыта. Эффективность эта особенно заметна на ранних стадиях воцерковления, когда человеку трудно сразу переменить греховный образ жизни и встать на узкий путь исправления и работы над собой. В движении есть люди, ранее находившиеся в алкогольной зависимости и сумевшие бросить пить только благодаря строгим принципам воздержания. Также и долгие (в том числе ночные) молитвословия при кажущейся внешней навязчивости все же помогают создать необходимый ритм и настрой для внутренней духовной работы. Конечно, внешняя форма как таковая не гарантирует внутреннего содержа­ ния, но, однако, и обратное влияние плоти на дух, количества на качество также изве­ 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2