Сибирские огни, 2008, № 12
АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ пресвитер — харизматический лидер общины и при этом официально рукополо жен) возможно, но, учитывая все существующие недостатки современной церков ной жизни, далеко не всегда практически осуществимо. В случае с беседниками можно сказать, что вся их история — это пример балан сирования на грани, когда они, с одной стороны, явно пытаются жить именно по зако нам пневматологической экклезиологии (пусть, возможно, и неосознанно), а с другой стороны, являют потрясающий пример смирения и удерживаются в рамках универ сальной экклезиологии, не впадая в бесчинство и мудро избегая раскола. Благодаря двухсотлетнему подвигу беседников можно сказать, что теперь Церковь обладает уни кальным опытом жизни довольно крупной общности людей в условиях духовного упад ка и размытости границ церкви. Тем, что удалось сохранить и пронести сквозь века огонь Духа Святого, заволжские подвижники свидетельствуют о том, что их опыт впол не может занять достойное место в Священном Предании Церкви. Что касается канонической оценки аскетической практики (имеется в виду обя зательная трезвость, неядение мяса, пост по понедельникам, двухразовое питание), то здесь важно отметить следующее. Беседники настаивают на строгой укорененно сти в церковной истории их аскетического опыта. Действительно, этому опыту пред шествует довольно длительная традиция. Так, двухразовое питание практиковалось во многих монастырях Палестины. Кроме того, монахи саровского монастыря тоже вкушали пищу два раза в день. Однако, по-видимому, параллельно с такого рода уставами существовали и другие обычаи. Отсутствие завтрака в подвижнической практике вряд ли можно признать повсеместным. Например, в Толковом Типиконе Скабаллановича мы читаем, что в четвертом веке была молитва перед завтраком [12:147]. При этом утверждение беседников об отсутствии такой молитвы [1:12] также имеет под собой силу: там, где существовало двухразовое питание, действительно, и завтрака, как правило, не было (естественно, здесь речь идет только о монашеских правилах). Неядение мяса и полную трезвость, пожалуй, следует понимать не в контексте известного 51-ого правила святых апостолов («кто гнушается браком, мясом и вином, да будет отвержен» [10]), а так же, как и двухразовое питание, — в связи с особым подвижническим усилием, каковое часто берут на себя ревнители благочестия. Конечно, такие аскетические формы, какие используют беседники, не запреще ны церковью, а напротив весьма часто характерны для истинных подвижников. Воз держание, послушание и молитва во все времена являлись неоспоримыми атрибу тами духовной жизни, но надо подчеркнуть, что те методы, какие мы наблюдаем у заволжских ревнителей благочестия, лишь некоторые из возможных аскетических средств. Помимо них есть и другие. Известный церковный принцип гласит: «в глав ном единство, во второстепенном свобода, во всем любовь». Аскетика как таковая — это хорошее средство для ведения благочестивой жизни, но именно средство, а не цель. И здесь очень важно правильно расставить приоритеты, чтобы аскетика шла вслед за этикой, а не наоборот, сохраняя, таким образом, правильную иерархию ценностей. В данном подпункте наша задача состоит лишь в том, чтобы акцентиро вать внимание на существовании канонических (правовых) границ аскетического делания. В правильном по существу порыве борьбы с греховной плотью одновре менно с этим никак не должны выводиться из рассмотрения вопросы, связанные с духовной самостоятельностью и, как следствие, с самоопределением, личной свобо дой и правами человека. Впрочем, духовное руководство, осуществляемое старца ми, как раз и призвано гармонично уравновесить и согласовать друг с другом раз личные противоречивые аспекты такой сложной и многоуровневой духовной ре альности, какой является внутрицерковное движение. 2.3. Аскетический аспект и его оценка Как бы ни относились к аскетическому опыту беседников сторонние наблюда тели, все же следует признать высокую эффективность этого опыта. Эффективность эта особенно заметна на ранних стадиях воцерковления, когда человеку трудно сразу переменить греховный образ жизни и встать на узкий путь исправления и работы над собой. В движении есть люди, ранее находившиеся в алкогольной зависимости и сумевшие бросить пить только благодаря строгим принципам воздержания. Также и долгие (в том числе ночные) молитвословия при кажущейся внешней навязчивости все же помогают создать необходимый ритм и настрой для внутренней духовной работы. Конечно, внешняя форма как таковая не гарантирует внутреннего содержа ния, но, однако, и обратное влияние плоти на дух, количества на качество также изве 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2