Сибирские огни, 2008, № 12

АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ кое, будто Алексей Карамазов, персонаж «Братьев Карамазовых», выполняя завет старца Зосимы, вышел из монастыря, женился и стал нести «великое послушание в миру», чтобы в подвиге любви преодолеть «ненавистную рознь» секуляризованно­ го общества. Да, и на Руси, и за ее пределами были, конечно, ревнители благочестия, которые могли явить христианский идеал отступившему от Христа псевдовоцерковленному миру. Можно вспомнить, например, имена преп. Сергия Радонежского или Нила Сорского. Но такая ревность раньше была свойственна, в основном, монашеским, а не мирянским течениям в церкви. Конечно, известны в церковной среде и мирянс- кие братства, но они, как правило, не достигают той высоты духовной жизни, кото­ рой могли бы похвастаться лучшие из монахов, — слишком сильно инерционное воздействие греховного окружения. К счастью, в XX веке стали, как маленькие ру­ чейки, возникать пока еще еле заметные общинные течения, пытающиеся соединить в себе все необходимые аспекты христианской жизни: аскетический, мистический, социальный, миссионерский, образовательный... Здесь можно было бы сказать и об опыте о. Алексея Мечева, и об общине архимандрита Сергия Савельева, и о братстве Святой Софии, и об общинах о. Александра Меня. Но этот опыт пока еще не имеет устойчивой преемственности. Он, наверное, нуждается в своем осмыслении и оформлении, чтобы можно было говорить о нем как о сложившейся традиции. Должна еще быть дана оценка временем — одна из самых беспристрастных оценок. Беседники же, напротив, своей двухсотлетней историей выгодно отличаются. Вне христианского мира в качестве аналога беседничеству можно было бы назвать жизнь израильского народа в эпоху судей. Судьи, также как и беседничес- кие старцы, — харизматические лидеры. В исламе существует преемственность шейхов — руководителей суфийских орденов (суфии — исламские ревнители бла­ гочестия). В суфизме такая непрерывная традиция имеет даже свое очень красивое название — золотая цепь суфизма [15]. Необходимо отметить, что в рамках двух наиболее распространенных в церкви экклезиологий (а именно, экклезиологии евхаристической, где церковь, прежде все­ го, — евхаристическое собрание, и экклезиологии универсальной, где церковь, в ос­ новном, понимается как структура, связанная с вселенским епископатом), так вот в рамках этих двух общепринятых экклезиологий говорить о беседниках довольно зат­ руднительно. Существующий разработанный аппарат вряд ли в данном случае позво­ лит произвести полную оценку всех аспектов жизни беседников как церковного движе­ ния. По-видимому, придется использовать еще только создаваемые так называемые общинно-братскую и пневматологическую экклезиологии. В евхаристической эккле­ зиологии границы церкви совпадают с границами евхаристического собрания, в уни­ версальной экклезиологии церковь — это канонически ограниченная структура, в общинно-братской экклезиологии принадлежность к церкви определяет принадлеж­ ность к общине верных христиан, а в пневматологической экклезиологии у нас до­ вольно трудно верифицируемый критерий: «где Дух Святой, там и Церковь» [7]. Иными словами, можно сказать, что в выборе определяющей парадигмы для адек­ ватной оценки беседничества как церковного явления мы будем отдавать предпочте­ ние не поместно-приходской системе отношений, а общинно-братской, т.е. в качестве базовой мы выбираем не универсальную и евхаристическую экклезиологии, а пнев­ матологическую экклезиологию. В общем случае общинно-братская и пневматологи- ческая экклезиологии не тождественны. Но мы для упрощения нашей задачи намеренно отождествим их, т.е. мы рассмотрим тот частный случай, когда можно говорить о совпа­ дении границ общины с мистическими границами Церкви. 2.2. Канонический аспект и его оценка В этом подпункте нам предстоит разобрать опыт старшинства в движении и в общинах, ответить на вопрос, насколько это старшинство канонично. Затем предме­ том нашего внимания будет опыт взаимоотношений с иерархией РПЦ. И в заверше­ ние мы попытаемся проанализировать, насколько каноничны те или иные установле­ ния беседников, такие как двухразовое питание, например, и прочее. В данном случае наша задача — найти верную точку зрения, чтобы оценки, сделанные нами, не искажа­ ли действительность, а точно соответствовали настоящему положению дел. Итак, если формально, в рамках универсальной экклезиологии, подходить к воп­ росу, то мы имеем вот что. Старцы, руководители беседников, — общепринятые лидеры. Иногда это старшинство может совпадать с каноническим старшинством в РПЦ, когда старец — священник (пресвитер), а иногда (в практике беседников чаще) 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2