Сибирские огни, 2008, № 12

Последние 30 лет духовным центром беседников Заволжья является село Крас­ ные Ключи Похвистневского района Самарской области, где до весны 2008 г. прожи­ вал Павел Васильевич Алексахин, митрофорный протоиерей Русской православной церкви и девятый по счету в династии самарских носителей традиций беседниче- ства1. Во время старчества о. Павла заканчиваются «сто лет одиночества» беседничес- кого движения. Происходит признание беседников как полноценного церковного те­ чения внутри РПЦ. В начале 90-х гг. о. Павел вывел своих единомышленников из фак­ тически полуподпольного состояния. Он не просто легализовал беседничество, но и юридически закрепил эту открытость, зарегистрировав беседников как общественную организацию. С 1992-го по 1998 г. протоиерей Алексахин сумел издать массовым ти­ ражом целую серию из восьми ранее написанных им самим небольших книг-житий святых старцев. Он также помог в издании шести таких же книжечек своей последо­ вательницы Анны Маклаковой. Это послужило существенным подспорьем в деле по­ пуляризации и апологетики беседнического опыта. Кроме того, в 1999 г. о. Павлу Алек- сахину, первому из священнослужителей Самарской епархии, было присвоено редкое мирское отличие почетного гражданина Похвистневского района. С конца 90-х годов о. Павел вел линию на избавление от всего неканонического при сохранении строгой аскетической жизни. Меняются и отношения с епархиальным руководством. В 1997 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин) от имени Святейшего Пат­ риарха всея Руси Алексия Второго награждает сельского священника о. Павла Алекса- хина митрой — высшим отличием для рядового священника РПЦ. Также почтил сво­ им подарком о. Павла и губернатор области Константин Титов. Кто будет следующим, десятым старцем пока не открылось, но движенцы верят, что в своё время Бог пошлёт им нового духовного наставника, как это было прежде. В Красных Ключах беседники активно участвуют в жизни села. С их помощью проведена телефонизация и газификация. Они усердные труженики, занимаются обширной и разносторонней благотворительностью, словом и делом участвуют в жизни народа, помогая возрождению общества как в духовном, так и в материаль­ ном смысле. Сегодня общины беседников имеются в Самаре, селениях Красноярского, Бор­ ского, Похвистневского и других районов области. Строгих последователей этого аскетического учения, вероятно, несколько сотен человек. А в целом под влиянием беседников находится свыше тысячи верующих РПЦ, проживающих более чем в 120- ти населенных пунктах РФ и за ее пределами [16:31 ]. В их числе около десятка священ­ нослужителей различных рангов. 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДВИЖЕНИЕ 2.1. Выбор парадигмы для адекватной оценки движения Прежде чем перейти к попытке историософского анализа, необходимо вырабо­ тать определенные критерии, по которым этот анализ мог бы быть проведен. И здесь мы сталкиваемся с существенными трудностями. Дело в том, что аналогов беседни- честву в истории церкви (не только РПЦ, но и, пожалуй, всей вообще церкви, исклю­ чая, разве что, апостольский век) нам обнаружить не удалось. Объясним, что мы имеем в виду. Характерными атрибутами жизни беседников являются: ревность о Боге; стро­ гое послушание своим духовным наставникам (старцам), непрерывная цепь кото­ рых продолжается уже около двухсот лет; суровая аскеза, обычно свойственная мо­ нашеству (но при этом в движении органично сочетается без противопоставления друг другу безбрачие и путь жизни в браке); сохранение иноческого миросозерца­ ния, присущего исихастам, сосредотачивающим свое внимание на стяжании Свято­ го Духа, и при этом принципиальная позиция географически не отделяться от мира, а наоборот интегрироваться в экономическую и культурную жизнь социума. Все эти свойства вместе вынуждают нас говорить о беседничестве как об уникальном движении в истории церкви. Удивляет именно эта цельность жизни, единство слова и дела, столь редкое, к сожалению, в наше время для тех, кто именует себя христиана­ ми. Мечты многих мыслителей, таких, например, как Ф.М. Достоевский, об иноче­ стве в миру, оказывается, имеют реальное воплощение. Действительно, ощущение та­ 1.3. Беседничество в наши дни 1 На момент написания работы о. Павел был ещё жив, сейчас он уже умер. 133 АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2