Сибирские огни, 2008, № 12
Последние 30 лет духовным центром беседников Заволжья является село Крас ные Ключи Похвистневского района Самарской области, где до весны 2008 г. прожи вал Павел Васильевич Алексахин, митрофорный протоиерей Русской православной церкви и девятый по счету в династии самарских носителей традиций беседниче- ства1. Во время старчества о. Павла заканчиваются «сто лет одиночества» беседничес- кого движения. Происходит признание беседников как полноценного церковного те чения внутри РПЦ. В начале 90-х гг. о. Павел вывел своих единомышленников из фак тически полуподпольного состояния. Он не просто легализовал беседничество, но и юридически закрепил эту открытость, зарегистрировав беседников как общественную организацию. С 1992-го по 1998 г. протоиерей Алексахин сумел издать массовым ти ражом целую серию из восьми ранее написанных им самим небольших книг-житий святых старцев. Он также помог в издании шести таких же книжечек своей последо вательницы Анны Маклаковой. Это послужило существенным подспорьем в деле по пуляризации и апологетики беседнического опыта. Кроме того, в 1999 г. о. Павлу Алек- сахину, первому из священнослужителей Самарской епархии, было присвоено редкое мирское отличие почетного гражданина Похвистневского района. С конца 90-х годов о. Павел вел линию на избавление от всего неканонического при сохранении строгой аскетической жизни. Меняются и отношения с епархиальным руководством. В 1997 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин) от имени Святейшего Пат риарха всея Руси Алексия Второго награждает сельского священника о. Павла Алекса- хина митрой — высшим отличием для рядового священника РПЦ. Также почтил сво им подарком о. Павла и губернатор области Константин Титов. Кто будет следующим, десятым старцем пока не открылось, но движенцы верят, что в своё время Бог пошлёт им нового духовного наставника, как это было прежде. В Красных Ключах беседники активно участвуют в жизни села. С их помощью проведена телефонизация и газификация. Они усердные труженики, занимаются обширной и разносторонней благотворительностью, словом и делом участвуют в жизни народа, помогая возрождению общества как в духовном, так и в материаль ном смысле. Сегодня общины беседников имеются в Самаре, селениях Красноярского, Бор ского, Похвистневского и других районов области. Строгих последователей этого аскетического учения, вероятно, несколько сотен человек. А в целом под влиянием беседников находится свыше тысячи верующих РПЦ, проживающих более чем в 120- ти населенных пунктах РФ и за ее пределами [16:31 ]. В их числе около десятка священ нослужителей различных рангов. 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДВИЖЕНИЕ 2.1. Выбор парадигмы для адекватной оценки движения Прежде чем перейти к попытке историософского анализа, необходимо вырабо тать определенные критерии, по которым этот анализ мог бы быть проведен. И здесь мы сталкиваемся с существенными трудностями. Дело в том, что аналогов беседни- честву в истории церкви (не только РПЦ, но и, пожалуй, всей вообще церкви, исклю чая, разве что, апостольский век) нам обнаружить не удалось. Объясним, что мы имеем в виду. Характерными атрибутами жизни беседников являются: ревность о Боге; стро гое послушание своим духовным наставникам (старцам), непрерывная цепь кото рых продолжается уже около двухсот лет; суровая аскеза, обычно свойственная мо нашеству (но при этом в движении органично сочетается без противопоставления друг другу безбрачие и путь жизни в браке); сохранение иноческого миросозерца ния, присущего исихастам, сосредотачивающим свое внимание на стяжании Свято го Духа, и при этом принципиальная позиция географически не отделяться от мира, а наоборот интегрироваться в экономическую и культурную жизнь социума. Все эти свойства вместе вынуждают нас говорить о беседничестве как об уникальном движении в истории церкви. Удивляет именно эта цельность жизни, единство слова и дела, столь редкое, к сожалению, в наше время для тех, кто именует себя христиана ми. Мечты многих мыслителей, таких, например, как Ф.М. Достоевский, об иноче стве в миру, оказывается, имеют реальное воплощение. Действительно, ощущение та 1.3. Беседничество в наши дни 1 На момент написания работы о. Павел был ещё жив, сейчас он уже умер. 133 АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2