Сибирские огни, 2008, № 12

АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ лось практически весь оставшийся период до 1917 г. и в послереволюционные деся­ тилетия. Вместе с тем духовные традиции самарского беседничества, которое при­ обрело для светских и церковных властей закрытый катакомбный характер, все эти годы не прерывались. После кончины в 1906 г. Анастасии Кузьминичны ее преемником стал Дмитрий Семенович Бахмутов. Он был старцем и руководителем беседников три года, с 1906 по 1909 г. Несмотря на строгий надзор со стороны священноначалия, старцу удалось сохранить проведение бесед. Удалось также удержать народ в лоне православия. По прямому указанию старца все беседники должны были посещать церковь. Сам он, кроме того, оказывал материальную поддержку при строительстве храма в деревне Киньдяково. Следующие два года, с 1909 по 1911 г., во главе движения был Яков Иванович Сыскин, который, несмотря на короткий срок старчества, успел зарекомендовать себя прозорливым наставником и довольно мудрым и практичным советчиком. С 1911 по 1925 г. руководил движением Петр Иванович Колпаков. При нем в селе Чагры был поставлен храм. Произошло это в 1915 г. Некоторые послушницы старца заняли место чтецов и певчих. Много пришлось перенести трудностей Петру Ивано­ вичу. Первая мировая и Гражданская войны, голод и холод. Много было сирот, калек. Со всех сторон приходили и приезжали, день и ночь ворота не закрывались. Всех нужно было успокоить, пожалеть душевно и устроить телесно... Петр Иванович был добрым человеком и пользовался непревзойденным авторитетом среди многих веру­ ющих и всего населения. Он исцелял больных и изгонял бесов. В 1965 г. при перезахо­ ронении мощи Петра Ивановича оказались нетленными. А в 2000 г. состоялось про­ славление святого праведного Петра Чагринского в лике местночтимых святых земли Самарской. С того времени его мощи находятся в раке в Михаило-Архангельской цер­ кви села Красные Ключи. Преемником в служении управления движением в 1926 г. становится Георгий Георгиевич Мигачев. Ему было отпущено старчествовать три года, до 1929 г. В это время беседниками впервые начинает интересоваться НКВД. Уже проводятся обыс­ ки. В 1929 г. старец подвергается раскулачиванию. В газете печатаются карикатуры и обличительные статьи. После Георгия Георгиевича Мигачева руководителем движения становится Сер­ гей Филиппович Космиров. 20 июля 1929 г. он переезжает жить в г. Самару и подает по благословению предыдущего старца прошение о рукоположении. Однако за ма­ лограмотностью, не разобравшись, Сергей Филиппович попадает к обновленцам. Он был рукоположен обновленческим митрополитом Александром (Анисимовым). Позже, разобравшись со временем в обновленчестве, Сергей Филиппович покинул его, а в 1954 г., оказавшись на свободе, он принес покаяние епископу Михаилу (Вос­ кресенскому). Став священником, о. Сергий усердно принимается за пастырское служение и существенно преуспевает в этом, так, что даже вызывает зависть со сторо­ ны других священнослужителей. После доноса от обновленцев в НКВД о. Сергия за­ бирают в тюрьму, но следствие признает его невиновным. Однако находиться в Самаре было опасно. Старец переезжает в Среднюю Азию. Начинается нелегкий путь скитаний и лишений. В 1944 г. по доносу старца вновь арестовывают. В тюрьме Сергей Филиппович Космиров являет великое смирение, выдержку и исповедниче- ство веры. После суда о. Сергия отправляют в ссылку в глухую казахскую степь (поселок Кармачи). Но и там, в захолустье, его навещали духовные чада. По окончании ссылки старец переезжает сначала в село Богатое, а затем в город Бузулук. Потом в город Мелекесс, а после в Самару, где и умирает в 1964 г. Сергей Филиппович Косми­ ров был старцем и руководителем беседников тридцать пять лет. Вслед за о. Сергием новым руководителем беседников становится Степан Ива­ нович Кондратьев. Через два года после принятия старшинства в движении Степан Иванович вместе с шестью единомышленниками выезжают в город Фергану. Стар­ цем Сергеем Филипповичем Космировым было заповедано Степану Ивановичу не открываться три года всему народу. В то время значительное влияние у некото­ рых обрела Елизавета Георгиевна Мигачева, которая прожила сорок восемь лет с тремя старцами. Надо сказать, что Степан Иванович стал вводить некоторые нов­ шества в молитве и питании. Как бы то ни было, Елизавета Георгиевна и Степан Иванович не смогли найти общего языка. Вышеуказанное несогласие породило раскол. Степан Иванович Кондратьев был старцем и руководителем беседников 13 лет, до 1978 г. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2