Сибирские огни, 2008, № 12
Зимой 1835 г. Василий Никифорович переезжает в Самарскую губернию. На первых порах он занимается хлебопашеством около сел Дубовый Умет, Черноречье, Красный Яр, но вскоре (после 1838 г.) переходит в Большую Каменку, где и обосно вывается уже как сеятель Слова Божия. Там он проводит с местными крестьянами домашние собрания-беседки, в которых проповедует аскетический образ жизни и организовывает общины с поставлением в каждой из таких общин старшего. Прохо дят месяцы и годы. Число последователей нового движения увеличивается. Харак терными атрибутами жизни беседников становятся безусловная трезвость, ограни чение вкушения пищи двумя разами в день, соблюдение поста не только в среду и пятницу, но и в понедельник, долгие молитвенные правила с пробуждением на мо литву среди ночи, труд, внимательное отношение к «своему внутреннему челове ку», регулярное проведение собраний-бесед о духовных вопросах. Такая ревностная жизнь встречает неприятие и даже сильное сопротивление со стороны многих людей из народа и некоторых священнослужителей. Часто противниками беседников ста новились те, кто не хотел выверять свою жизнь по воле Божией. Однако все бывшие недовольства на тот момент не привели к каким-либо серьезным последствиям. Ва силий Никифорович Щеглов, достойно совершив свое земное служение, скончался весной 1854 г. После себя он оставил организованное, вполне сформировавшееся, устойчивое духовное движение. Руководить движением старец Василий доверяет Анастасии Кузьминичне Керовой-Шувиной. Интересно, что нынешний глава беседников о. Павел Алексахин замечает, что передача преемства в руководстве — духовная тайна. Факт существования непре рывной цепи преемников сам по себе способен вызвать пристальное внимание. Важно также, что и народ при сообщении свидетелями о том, «в ком будет жить Дух Истины», не пассивен. Он активно участвует в принятии нового лидера и говорит свое «аминь». В данном случае мы можем наблюдать явление церковной рецепции, весь ма характерное для апостольского века и, к сожалению, столь редкое в наше время, когда народ свидетельствует, что в церкви совершается воля Божия [3:63сл.]. Во второй половине XIX века традиция беседничества охватила всю северную часть Самарской и многие соседние губернии: Оренбургскую, Пензенскую, Сим бирскую, частично — Саратовскую. Как оценивало руководство РПЦ, в 80-х годах общая численность православных, находящихся под влиянием беседников, превыси ла 100 тыс. человек [16:9]. Во многом такое распространение движение получает благодаря деятельности Анастасии Кузьминичны Керовой-Шувиной. Обладая неординарными способнос тями, эта женщина с легкостью повела за собой простых людей. На беседках под ее руководством читались книги духовного содержания и пелись церковные песнопе ния. В 1850 г. при активном участии Керовой создается Свято-Троицкий Раковский женский монастырь. Однако вскоре отношения между Анастасией Кузьминичной и игуменьей монастыря испортились вследствие зависти со стороны сестер, вызван ной большим числом приходящих к Керовой и сугубым почитанием ее. Фактическая создательница монастыря была вынуждена удалиться в потаен ную келью. В 1880 г. епископ Самарской епархии преосвященный Гурий объявляет беседникам войну, т.к. подозревает столь многолюдное движение в лжеучении и сектантстве. Он отлучает от церкви Керову вместе с ее семьюдесятью тремя бли жайшими сподвижниками. Протоиерей Борис Якубовский считает это ключевым моментом в истории беседничества [16:11]. Старица сразу же направилась к вла дыке Гурию и упала ему в ноги. Владыка снял с нее запрещение, и в дальнейшем ее торжественно постригли в число инокинь Самарского Иверского женского монас тыря. Обвинения в сектантстве, которые поступили в Самарскую Духовную Кон систорию, были рассмотрены, и экспертиза не нашла в беседничестве признаков вредной секты. В 1902 г. бывший Самарский епископ преосвященный Гурий совершенно из менил свой прежний взгляд на беседников, считая прошлые подозрения в сектант стве ошибочными. Но было поздно. К тому времени уже у многих сложилось о беседниках неверное мнение. Кроме того, надо сказать, что значительный урон имиджу беседников придали псевдобеседнические движения. В отсоединившихся от основного потока течениях общинная жизнь приходила в упадок, нравственный уровень снижался, как след ствие угасания духовной жизни иногда происходили дальнейшие дробления вплоть до раскола по отношению к православию как таковому. После принятия жестких мер руководством РПЦ самарское беседничество за метно снизило свою публичную активность и ушло в подполье, которое продолжа 131 АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В П0ИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2