Сибирские огни, 2008, № 12

Зимой 1835 г. Василий Никифорович переезжает в Самарскую губернию. На первых порах он занимается хлебопашеством около сел Дубовый Умет, Черноречье, Красный Яр, но вскоре (после 1838 г.) переходит в Большую Каменку, где и обосно­ вывается уже как сеятель Слова Божия. Там он проводит с местными крестьянами домашние собрания-беседки, в которых проповедует аскетический образ жизни и организовывает общины с поставлением в каждой из таких общин старшего. Прохо­ дят месяцы и годы. Число последователей нового движения увеличивается. Харак­ терными атрибутами жизни беседников становятся безусловная трезвость, ограни­ чение вкушения пищи двумя разами в день, соблюдение поста не только в среду и пятницу, но и в понедельник, долгие молитвенные правила с пробуждением на мо­ литву среди ночи, труд, внимательное отношение к «своему внутреннему челове­ ку», регулярное проведение собраний-бесед о духовных вопросах. Такая ревностная жизнь встречает неприятие и даже сильное сопротивление со стороны многих людей из народа и некоторых священнослужителей. Часто противниками беседников ста­ новились те, кто не хотел выверять свою жизнь по воле Божией. Однако все бывшие недовольства на тот момент не привели к каким-либо серьезным последствиям. Ва­ силий Никифорович Щеглов, достойно совершив свое земное служение, скончался весной 1854 г. После себя он оставил организованное, вполне сформировавшееся, устойчивое духовное движение. Руководить движением старец Василий доверяет Анастасии Кузьминичне Керовой-Шувиной. Интересно, что нынешний глава беседников о. Павел Алексахин замечает, что передача преемства в руководстве — духовная тайна. Факт существования непре­ рывной цепи преемников сам по себе способен вызвать пристальное внимание. Важно также, что и народ при сообщении свидетелями о том, «в ком будет жить Дух Истины», не пассивен. Он активно участвует в принятии нового лидера и говорит свое «аминь». В данном случае мы можем наблюдать явление церковной рецепции, весь­ ма характерное для апостольского века и, к сожалению, столь редкое в наше время, когда народ свидетельствует, что в церкви совершается воля Божия [3:63сл.]. Во второй половине XIX века традиция беседничества охватила всю северную часть Самарской и многие соседние губернии: Оренбургскую, Пензенскую, Сим­ бирскую, частично — Саратовскую. Как оценивало руководство РПЦ, в 80-х годах общая численность православных, находящихся под влиянием беседников, превыси­ ла 100 тыс. человек [16:9]. Во многом такое распространение движение получает благодаря деятельности Анастасии Кузьминичны Керовой-Шувиной. Обладая неординарными способнос­ тями, эта женщина с легкостью повела за собой простых людей. На беседках под ее руководством читались книги духовного содержания и пелись церковные песнопе­ ния. В 1850 г. при активном участии Керовой создается Свято-Троицкий Раковский женский монастырь. Однако вскоре отношения между Анастасией Кузьминичной и игуменьей монастыря испортились вследствие зависти со стороны сестер, вызван­ ной большим числом приходящих к Керовой и сугубым почитанием ее. Фактическая создательница монастыря была вынуждена удалиться в потаен­ ную келью. В 1880 г. епископ Самарской епархии преосвященный Гурий объявляет беседникам войну, т.к. подозревает столь многолюдное движение в лжеучении и сектантстве. Он отлучает от церкви Керову вместе с ее семьюдесятью тремя бли­ жайшими сподвижниками. Протоиерей Борис Якубовский считает это ключевым моментом в истории беседничества [16:11]. Старица сразу же направилась к вла­ дыке Гурию и упала ему в ноги. Владыка снял с нее запрещение, и в дальнейшем ее торжественно постригли в число инокинь Самарского Иверского женского монас­ тыря. Обвинения в сектантстве, которые поступили в Самарскую Духовную Кон­ систорию, были рассмотрены, и экспертиза не нашла в беседничестве признаков вредной секты. В 1902 г. бывший Самарский епископ преосвященный Гурий совершенно из­ менил свой прежний взгляд на беседников, считая прошлые подозрения в сектант­ стве ошибочными. Но было поздно. К тому времени уже у многих сложилось о беседниках неверное мнение. Кроме того, надо сказать, что значительный урон имиджу беседников придали псевдобеседнические движения. В отсоединившихся от основного потока течениях общинная жизнь приходила в упадок, нравственный уровень снижался, как след­ ствие угасания духовной жизни иногда происходили дальнейшие дробления вплоть до раскола по отношению к православию как таковому. После принятия жестких мер руководством РПЦ самарское беседничество за­ метно снизило свою публичную активность и ушло в подполье, которое продолжа­ 131 АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В П0ИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2