Сибирские огни, 2008, № 12
АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БЕСЕДНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 1.1. Истоки Считается, что движение беседников восходит прямо к преп. Серафиму Саров скому. Согласно исследованиям Кирилла Серебренитского [16:4-5], можно обнару жить связь между заволжским православным беседничеством и учением афонских исихастов VII-VIII века. Традиция исихазма распространялась на Руси через преп. Антония и Феодосия Печерских (ранняя ветвь) и преп. Нила Сорского и Паисия Величковского (поздняя ветвь) [6:49-81]. Преп. Серафим Саровский является учени ком саровских подвижников Пахомия, Иосифа и Исайи [5:49-66]. Когда Прохор Мош- нин (в будущем о. Серафим) совершал паломничество в Киев, он от старца Досифея получил благословение идти в Саров. Старец Досифей имел общение с преп. Паиси- ем Величковским [11:48сл.]. Подвиг и особенность служения преп. Серафима заклю чается в том, что он начал учить исихии мирян и передавать сугубо монашескую традицию людям семейным и хозяйственным. Известно, что к преп. Серафиму ходи ли тысячи людей разных сословий. При этом можно сказать, что было не только хаотичное, неупорядоченное хож дение народа. Уже при жизни великого старца помимо дивеевского монастыря су ществовала организованная мирянская община «келейниц», возглавляемая двумя сестрами помещицами Анной Андреевной и Дарьей Андреевной. Эта община была создана по совету преп. Серафима [16:5]. После смерти в 1833 г. о. Серафима вся тяжесть руководства общиной легла на опытную наставницу Анну Андреевну (к сожалению, фамилии этой женщины не сохранилось). Ей тогда было 72 года. Характерно, что были две сестры, которые вместе с Анной Андреевной ездили к о. Серафиму «для свидетельства перехода Духа Истины» [2:31], т.е. для свидетельства того, что руководство общиной от преп. Серафима переходит к Анне Андреевне. Вспоминается, однако, как преп. Сера фим говорил дивеевским монахиням, что после него не будет у дивеевских сестер «отцов» [13:345]. Но вполне возможно, что для монастыря в Дивеево и для бесед- нического движения в этом отношении был разный жребий. И все же вопрос о преемстве и «переходе Духа Истины» слишком серьезный, и нужно остановиться на нем подробнее. В случае с Анной Андреевной этот вопрос не разрешается так явно, как мы это видим на примере следующего главы беседников Василия Щеглова. Когда речь идет об Анне Андреевне, то «переход Духа Истины» можно понимать метафорически, по добно тому, как просто руководство общиной переходит от одного человека к другому. Когда же мы говорим о Василии Щеглове, то здесь уже двусмысленное понимание невозможно. Для всякого духовно зрячего человека очевидно, что приходится иметь дело с особым призванием и особой харизмой. Повествование о явлении апостолов Петра и Павла Василию Никифоровичу Щеглову [2:42] проникнуто такой силой, что сравнимо разве что с описанием явле ний пресвятой Богородицы преп. Серафиму Саровскому. Дальнейший таинствен ный приход трех старцев в белых, как снег, рубахах с повелением выйти на проповедь [2:44] также свидетельствует о божественном помазании второго после Анны Анд реевны руководителя беседнического движения на миссионерское служение. Учи тывая вышесказанное, Василия Щеглова, как нового харизматического лидера, вполне можно признать наследником преп. Серафима Саровского. Как ни ответственно и ни высоко в деле созидания Церкви было служение о. Серафима, все же можно считать, что Василий Щеглов является вполне законным преемником великого старца. Здесь имеется в виду, конечно, не каноническое преемство, которое происходит, когда мы говорим о каноническом устройстве церкви, а преемство в более глубоком мистичес ком смысле, и при таком понимании надо уже вести речь о Церкви как о мистическом теле Христовом. 1.2. Долгий путь испытаний Василий Щеглов начал свое служение с призыва к мирянам жить «по-монас тырски» в миру. Под этим подразумевается, что для спасения вовсе необязательно уходить в монастырь. Духовная жизнь осуществима и за монастырскими стенами: «можно жить в миру, но не на юру». Воздержанная, со строгим исполнением Божи- их заповедей христианская жизнь становится возможной при ответственном отно шении к делу спасения. 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2