Сибирские огни, 2008, № 12
ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Андрей ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ: БЕСЕДНИЧЕСКОЕ Д В ИЖ Е Н И Е В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (историософский анализ) Вы — соль земли. Если же соль потеря ет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбро сить ее вон на попрание людям. Евангелие от Матфея, 5:13 ВВЕДЕНИЕ В Русской православной церкви на протяжении всей ее многовековой истории время от времени зарождались те или иные движения, захватывавшие большее или меньшее число людей. Часто эти движения были реакцией на какие-то сомнитель ные или неверно понятые действия со стороны иерархии. Зачастую такая исключи тельно протестная мотивация вела к расколам и обособлениям тех или иных групп. Можно говорить, что какие-то течения в церкви привели к деструктивным послед ствиям и духовному упадку, а какие-то были явно вдохновлены свыше и послужили делу созидания. Конечно, трудно единым взглядом охватить все многообразие про цессов, происходящих в РПЦ на протяжении столетий, чтобы затем выработать об щую схему, по которой можно было бы произвести интегральную оценку того или иного явления. Поэтому мы в нашей работе не будем придерживаться строгой сис тематизации, а заострим внимание на тех или иных интуитивно выбранных предме тах исследования, которым затем будет дано историософское осмысление. Тема «Беседническое движение в РПЦ» выбрана не случайно. В настоящее время внимание многих церковных людей направлено на изучение мирянских дви жений в церкви. Беседники, являясь одним из таких движений, существуют уже око ло двухсот лет, однако широкая известность к ним стала приходить лишь в последнее десятилетие. Во многом такой возрастающий интерес связан с тем, что по утвержде нию самих движенцев, традиция беседников начинается с преп. Серафима Саровско го, одного из самых чтимых и наиболее таинственных русских святых. Имя святого, как известно, получило и продолжает получать особое прославление после возвра щения его мощей в Дивеево в 1991 году. Однако до сих пор отношение к беседникам не однозначное: начиная от полного неприятия с навешиванием ярлыка сектантов, до чрезмерного нетрезвенного вос хваления. Наша работа не будет иметь полемический характер, мы не собираемся занимать ни апологетическую точку зрения, ни осудительную. Наша задача состоит в том, чтобы приблизиться к пониманию сути процессов, происходящих в движе нии. При этом мы не будем вносить в работу большой описательный и фактический материал. Обширные исторические данные представлены в книгах о. Павла Алекса- хина, руководителя беседников, а также в дипломной работе выпускника Самарской Духовной Семинарии протоиерея Бориса Якубовского [16]. 9 Заказ № И З
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2