Сибирские огни, 2008, № 7

— Разве бывают такие, чтобы и у вас, и у нас святыми были? — изумился мальчик. — Бывают. Этого у вас называют Иоанном Крестителем, а у нас он пророк Яхья. Для мусульман он такой же святой, как и Мухаммад. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, просто один из равных среди избранных Аллахом пяти пророков. Он — печать пророков, последний пророк в цепи первых пророков. Изумлению мальчика не было границ, когда Фарух объяснил ему, что почитае­ мые в мусульманской традиции святые «посланники Аллаха»: Ибрахим — это вы­ росший в пещере вблизи Дамаска первый проповедник единобожия Авраам, особо почитаемый за то, что построил Каабу; пророк Мусса — это пророк Моисей; Исса — Иисус Христос; Джабраил — архангел Гавриил, тот самый, через которого Ал­ лах продиктовал Мухаммаду Коран; пророк Нух — это Ной; пророк Сулейман — царь израильский Соломон; сура об Йосуфе, сыне Йакуба, повествует об Иосифе, сыне Иакова; а Мириам Мазар в Кашгаре — и есть гробница Богоматери. Более того, именно в Дамаске проповедовал святой апостол Павел. Было время, когда в соборе Св. Иоанна мусульмане и христиане молились рядом на протяжении семи­ десяти лет, одни — в западной половине, другие — в восточной. Из мечети водитель и мальчик вышли с другой стороны. Пришедший в себя и относительно успокоившийся Шурка невольно обратил внимание на стоящий у входа в старый город памятник. Вылитый князь в одеянии времен Киевской Руси смотрел над головами прохожих спокойно и уверенно. — Кто это такой? — спросил Шурка. — Это султан Салах-ад-Дин. Национальный герой, освободитель от кресто­ носцев. Он был честным человеком. У вас его Саладином 11 называют. Тут рядом его мавзолей, — указал Фарух на небольшое красивое здание за железной решет­ кой, уютно расположившееся во дворе с большим фонтаном. Водитель внимательно взглянул на все еще бледного и явно уставшего Шурку. — У тебя совсем пустой желудок, — заметил он ему. — Давай поедим? А арек '2и вино из Маалюля13я для твоего отца куплю потом, на обратном пути. Переполненный впечатлениями Шурка вдруг понял, что действительно прого­ лодался. Он кивнул Фаруху, и они направились в сторону ближайшей закусочной. Рядом с восточной оградой мечети, по левую руку, располагалась кофейня «Нофара». На ней они и остановили свой выбор. Еще на подходе к кофейне Шурка обратил внимание на звучавший в ее недрах торжественный напевный речитатив: — Что это там? Стихи читают или молятся? — спросил он водителя. — Это хакауати14, он балладу рассказывает. — О чем? — О войне с Израилем. Про то, как иудеи захватили гору Хермон 15 и разруши­ ли город Кунейтру. Там, в Кунейтре, теперь никто не живет. Где сядем? — Где-нибудь, где тен ь ... Шурка и его спутник заняли стоявший на отшибе столик на границе кофейни и уютной нешумной улицы. Каменный пол заведения и тротуар возле него только что помыли перед их приходом. Поэтому пыли, приносимой назойливыми ветрами с песчаной горы Касьюн16, не чувствовалось. Материализовавшемуся возле них официанту заказали шаурму для Шурки и шакап17для Фаруха. Для запитая импровизированного обеда Фарух выбрал кока- ' 1 Салах-ад-Дин (Саладин) — легендарный победитель крестоносцев, единственный в истории создатель рыцарского ордена, воины которого не грабили и не убивали простых людей. Когда Саладин умер — он был султаном Египта и Сирии. Личное его состояние перед смертью исчислялось 47 серебря­ ными дирхемами и одним золотым динаром. Других сбережений или сокровищ не было. 12 Недорогая анисовая водка крепостью в 53 градуса. 13 Мировую известность Маалюль (селение в 56 км к северу от Дамаска) и Маалюльский монас­ тырь приобрели не только благодаря изготовлению изумительно вкусного кагора. Жители Маалюля и еще двух близлежащих деревень до сих пор говорят на западном сирьякском диалекте арамейского языка, на котором общался со своими учениками Иисус Христос. 14 Сказитель народных баллад. 15 Гора с восточной стороны Дамаска, высшая точка Голанских высот. До арабо-израильской вой­ ны принадлежала Сирии. С Хермона израильтяне ведут наблюдение за территорией Сирии. 16 Гора Касьюн — не только одно из главных украшений Дамаска, но и место, где происходило действие библейских легенд. Здесь, по преданию, Каин убил Авеля. 17 Шашлык из баранины. СЕРГЕЙ СТУКАЛО <№ ФОБИЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2