Сибирские огни, 2008, № 7
ружу и увидел, что пришла настоящая зима. Вчера еще леса были одеты в багрянец, а сегодня — белым-бело. Чаща стала похожа на цветущую черемуху. Зима, как и лето, наступает на Севере сразу, осень и весна — самые короткие промежутки года. В этот день отряд оставил правый берег Алдана, и чем дальше он продвигался, тем становилось холоднее, и больше было снега, лошадям стало трудно добывать копытами траву. Через одиннадцать дней достигли вершины Токулана и, перейдя его по льду, вышли к отрогам Камня (Сете-Дабана). На одном из привалов Степанида увидала такую картину. Якут Софрон напра вился к стреноженным у лиственницы лошадям и, подойдя к своему коню, обнял его за шею и что-то прошептал на ухо. Потом встал на колени, низко поклонился животному и, подойдя к начальнику, сказал: — Идем. На улахан тас (большую гору). Степанида успела спросить у мужа, зачем Софрон кланялся коню, и услышала: — Такой у якутов обряд. Лошадь для них — животное священное, — и, взяв шись за луку седла, обернулся: — Может, просил у коня прощения. За предстоя щие мучения. 2 По мере подъема в горы лес выглядел все мельче и корявее, стал преграждать дорогу кедровник, густой и непролазный. Когда ехали по каменным кручам, мно гие лошади стали прихрамывать. У якутских лошадей твердые копыта, и поэтому их не подковывают, и это никак не сказывается при езде на равнинной местности. Но совсем другое — каменистые дороги, после долгого пути по ним копыта сби ваются чуть ли не до живого мяса, и несчастные животные не могут идти. Софрон вел караван туда, где горбатились гольцы, окутанные тучами. Изредка происходили заминки. Лошадь проводника прыгала через яму или валежник, и конь начальника, ехавшего вторым, останавливался, вытягивал шею, стремясь сбросить с себя узду. А животные, шедшие сзади, напирали вперед, сбивались в кучу, весь караван лихорадило. И лошадей то отвязывали друг от друга (они были прикрепле ны за хвосты), то вновь собирали в цепочки. Дорога изматывала женщин. Степанида вспомнила, как провожали участников похода в Якутске. Слышала из толпы смешливые голоса: — Глянь-кось, и бабенки намылились ехать. — Хватят лиха. — Знамо дело. Это не веретено кривое вертеть. И Степанида крепится, не падает духом. «Раз уж напросилась, надо терпеть». Перевалив хребет, вышли к верховьям реки Яны, самому студеному месту в Сибири. От мороза лошади стали серыми, из обмерзших ноздрей валил пар. Лица женщин были закрыты куколями (башлыками), видны лишь заиндевевшие глаза. — Живы еще? — с задором спросил Владимир спутниц. Степанида кивнула головой, и, сдвинув с лица куколь, с трудом разорвала из зябшие губы: воздух затрещал, как надрываемый шелк, это был треск крошечных льдинок, которые образуются из выдыхаемого пара. Владимир увидел в глазах жены веселые искорки и напряженно улыбнулся. Мешковато сидел на лошади архимандрит Маргиан, голова, шея и плечи зак рыты шалью так, что не видно длиннющей бороды. От езды верхом у него болели с непривычки чресла, будто воз по ним переехал. Обидные мысли лезли в голову. Был он архимандритом второго монастыря в Тобольске, и монахи пожаловались на него архиепископу Сибирскому и Тобольскому Филофею: он де ездит к вдовой купчихе для блуда, бражничает и вино в келье держит. Архиепископ Филофей, прославившийся успешной миссионерской деятельно стью среди инородцев, был возмущен грехопадением архимандрита. Прослышав от воеводы Черкасского, что приобретена земля Камчатская, решил направить туда провинившегося, как говорится, от греха подальше. Нахмурив усталые покрасневшие глаза, сказал Мартиану: — Искупишь на Камчатке свои вины. Понесешь Божье слово тамошним ино родцам. Денно и нощно блюди сан архиерея. Поселившись в якутском Спасском монастыре, Мартиан сдружился с иноком ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ КАЗАЧИЙ КРЕСТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2