Сибирские огни, 2008, № 7

ИЗ ПО Ч Т Ы « С И Б И Р С К И Х О Г Н Е Й » Валерий ЧЕРКЕСОВ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АНАТОЛИИ КОБЕНКОВЕ В нынешнем году исполнилось бы 60 лет поэту Анатолию Ивановичу Кобенкову. Разговаривали с белгородским писателем Борисом Осыковым о современных поэтах. Я назвал имя Анатолия Кобенкова, на что мой собеседник заметил: «А он приезжал в Белго­ род». В конце 60-х годов в Москве проходило V Всесоюзное совещание молодых писате­ лей. На нем побывала белгородка Элла Пота­ пова, интересная поэтесса, писавшая свобод­ ные стихи. И вот некоторое время спустя ее нашел в Белгороде еще один участник этого совещания Анатолий Кобенков. Оказалось, какие-то ветры занесли его на Украину, а по­ том и в Белгород. Денежные ресурсы у путе­ шественника иссякли, и он вспомнил об Элле Потаповой. Та похлопотала, чтобы стихи та­ лантливого гостя были напечатаны в местной прессе, прозвучали по радио, поэт получил авансом гонорар, на который можно было до­ ехать до Иркутска, где он тогда жил. От этого рассказа у меня на душе потеп­ лело: мои сегодняшние земляки поддержали поэта, с которым был знаком и я. 1. Лето 1974 года. Я из Благовещенска по­ пал на совещание молодых писателей Сиби­ ри и Дальнего Востока, которое проходило в Иркутске. В нашем поэтическом семинаре ока­ зались стихотворцы из Красноярска, Читы, Хабаровска и других городов, в основном еще не имеющие своих книг. Поэтому Анатолий Кобенков, к тому времени уже выпустивший два поэтических сборника «Весна» (Хаба­ ровск, 1966 г.) и «Улицы» (Иркутск, 1968 г.), считался маститым. Перед обсуждением его рукописи, вернее, это была верстка третьей книжки «Вечера», я взял у Толи его стихи. Читал с вниманием и, я бы сказал, с восхи­ щением. Несмотря на то, что любой поэт, осо­ бенно молодой, ревностно относится к твор­ честву других, я безоговорочно признал: Ко­ бенков — талант, его стихи отвечали извест­ ному определению Евгения Баратынского о том, что поэт должен отличаться от других «лица необщим выраженьем». Прочитанные тогда, строки накрепко врезались в память: С песнями не стоит торопиться в трудный век звонков и телеграмм. Как это ни грустно, мы не птицы, соловьи не родственники нам... * * * А если эта женщина невеста сурового, как Цезарь, старшины, то рыть траншеи очень интересно, и даже рукавицы не нужны... * * * Останется все самое святое, чему с другими вместе присягал — мир на земле и знамя полковое, которое я дважды целовал... Но особенно поразило стихотворение, написанное верлибром (я тогда уже пробовал так писать), «Осенью, когда летят журавли». Процитирую фрагмент: Рядовой Коробков получил от жены телеграмму. «Ваня, дочка у нас, — сообщила жена Коробкова, — напиши нам, ты рад?» Коробков улыбается грустно, говорит: — Назову-ка я дочь Ностальгией. — Молодец, — говорит рядовой Иванов, — Ностальгия! Ностальгия Ивановна, Настя! Красивое имя... Мы смеемся, и каждый, наверное, слышит, как в далеком Воронеже громко ревет Ностальгия, и глаза у неё — как у нашего Коробкова... Обсуждение стихов Кобенкова было бур­ ным. Руководители семинара — поэт-фрон­ товик Марк Соболь особенно похвалил ар­ 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2