Сибирские огни, 2008, № 7
Всеобщая ночь приближалась к садам. «Вот смерть», — не сказал, а подумал Адам. И только подумал, едва произнёс, Над Авелем Каин топор свой занёс. (с. 45) Интересно, как Липкин гениально про сто показывает, что смерть не является тво рением Бога. Адам дал имена всему сотворен ному. Смерти ещё не было, но было уже гре хопадение (дети у Адама и Евы родились уже после изгнания из Рая). Смерть — это «тво рение» человека, так как она следствие грехо падения, а грехопадение — следствие чело веческого своеволия. В стихотворении Адам через метафору «ночь — смерть», ставшую возможной именно после грехопадения, де лает смерть реальной. Таким образом, зло, царящее в мире: смерть, убийство, страдание — дело рук (мыслей, слов) самого человека. Реальный поэт, Семён Липкин, погружённый в ад войны, не только не возлагает ответ ственность за царящее зло на Бога, не только не ропщет на Него за то, что допустил это зло, но... открывает Его, встречает Его, заключа ет с Ним договор, как ветхозаветный праотец и пророк: Если в воздухе пахло землёю, Или рвался снаряд в вышине, Договор между Богом и мною Открывался мне в дымном огне. (с. 60) Встретить Бога в разрыве снаряда дано избранным. Но более странным, парадоксаль ным выглядит явление Бога в «пламени газо- вен», которое мы видим в стихотворении «Моисей»: Тропою концентрационной, Где ночь бессонна, как тюрьма, Трубой канализационной, Среди помоев и дерьма, По всем немецким и советским, И польским и иным путям, По всем печам, по всем мертвецким, По всем страстям, по всем смертям, Я шёл. И грозен и духовен Впервые Бог открылся мне, Пылая пламенем газовен В неопалимой купине. (с. 158-159) Что удивительно в этом стихотворении? Как правило, события современности пове ряются библейским откровением. Липкин делает обратное. Ужаснейшую реальность, утратившую даже намёк на какую-либо спра ведливость — пламя газовых печей Освен цима и Дахау — поэт накладывает на куст неопалимой купины. Пророческий взор Мо исея видит то, что происходит в XX веке. Все вышний, открываясь ему, открывает и это страшное откровение. Вернее сказать, Бог от крывается в пламени предельного страдания. Здесь премудрость, ведущая уже не к ветхоза ветному, а к новозаветному Благовестию, но об этом чуть позже. Итак, знать, более того, переживать страшное страдание и не отвергнуть Бога, не похулить Его — вот о чём свидетельствуют стихи Липкина. Свидетельство это сродни свидетельству праведного Иова. Причём ли рический герой Липкина — это Иов уже не стенающий, не задающий вопросов Богу: «За что?!», а Иов, смолкнувший перед глаголами Творца. Смысл страданий раскрывается. Ар хиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шахов ской) так писал о смысле страданий Иова: «...Господь усыновляет человека и причис ляет его к Своему крестному пути правды в ветхом мире, и, страдая за рабов Своих, стра дает в сынах, распространяет пределы Свое го Страждущего Богочеловеческого Тела на тела всех сынов Своих и страдания Богоче ловеческой Души Своей на их души. Так рож дается новый мир. Это великая тайна строи тельства Церкви, Нового Мира на крови Аг нца и агнцев / . . . /И потому нет на земле выс шей красоты, чем страдание правды, нет боль шего сияния, чем сияние безвинного страда ния» (Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Тайна Иова. О страдании // Из бранное. В 2-х т.т., т. 2, с. 269). Разве не об этом же говорится и в стихотворении Лип кина «Иов»? Живу в начале гнева Твоего, Зерно труда и сева Твоего. Болезный агнец хлева Твоего, Я слышу громы гнева Твоего. Я, агнец, пил из блюдца Твоего Вино и солнце Уца моего. Зачем же до Завета Твоего Лишён я капли света Твоего? Лежу в тени чертога Твоего, В проказе у порога Твоего. Мой вздох предвестник хлеба моего, Но плач исходит с неба Твоего. (с. 339) Сам поэт, конечно, далёк от того, чтобы считать себя праведным, подобным Иову, но осмысление страданий происходит в этом 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2