Сибирские огни, 2008, № 7

Руслан ИЗМАЙЛОВ «ТЕОДИЦЕЯ» СЕМЕНА ЛИПКИНА Начнём с энциклопедического опреде­ ления: «теодицея, или оправдание Бога, — название одного из сочинений Лейбница, приобретшее значение общего термина для выражения задачи примирить существова­ ние зла в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием его Твор­ ца» (Христианство, т. 3, с. 17). Проблема оправдания Бога свидетель­ ствует о кризисном состоянии мира и че­ ловека. Возникает она в период, когда куль­ тура становится секулярной (не говорим — атеистической, для таковой необходима «ма- териодицея»), то есть с эпохи Ренессанса. Для средневекового сотериологического типа культуры её не существовало. В бого­ словских системах Отцов и Учителей Цер­ кви мы не найдем законченного понятийно отточенного анализа данной проблемы, раз­ решающего все затруднения и сомнения в этом вопросе. Дело в том, что победа над злом уже свершилась. Она свершена иску­ пительной жертвой Христа. Эта победа пе­ реживалась онтологически. Поэтому и не было необходимости в теодицее. Зло — призрак, ничто.... Но ничто так несоблаз­ нительно для человека, как ничто. Именно оно уводит его от бытия: от Источника Жиз­ ни — к источнику смерти. Тогда рождается сомнение, которое человек отказывается преодолевать подвигом веры, а пытается разрешить спекулятивным, рационалисти­ ческим, философским путём. Возникает те­ одицея (как правило, не снимающая все зна­ ки вопроса). Но не только через ratio осуще­ ствляется теодицея. В русской культуре, в русской литера­ туре проблема существования зла, страда­ ния в мире более всего мучила Ф.М. Дос­ тоевского. Всё его творчество есть гранди­ озная, художественно оформленная теоди­ цея (ведущая от ratio через fide к Логосу), ока­ завшая огромное влияние на мыслителей XX века. Проблема теодицеи, так или иначе, ка­ сается каждого сталкивающегося с проявле­ ниями зла. Поэту, как никому другому, дано видеть, чувствовать, переживать трагичность существования. В художественном мире круп­ нейшего, в должной мере ещё не оценённого поэта Семёна Липкина, чей творческий путь охватывает период с 30-х годов XX века по начало XXI, «теодицея», на наш взгляд, наи­ более яркая, решённая положительным обра­ зом. Сам поэт говорил, что его более всего интересуют две вещи: история и Бог. А это и есть предмет теодицеи. Семён Липкин — поэт библейской муд­ рости. Творчество для него есть выполнение завета Творца, исполнение своего богоподо- бия. Здесь осознание и великой славы чело­ века, и величайшей ответственности за ре­ зультат своего творчества, в данном случае, за свои слова. О. Мандельштам мечтал об идеальном читателе, который является собеседником по­ эта. Для Липкина таким собеседником был Бог. В стихотворении .«Беседа», написанном в 1942 году, поэт среди вопросов, которые являются и исповедью, задаёт и такой: «Я сло­ вами играл и творил я слова,/ И не в том ли повинна моя голова?» (с. 34) (Тексты стихот­ ворений даются по книге: Липкин С. Воля. — М., 2003; в скобках указывается номер стра­ ницы). Осознание, что слово может быть сильнее, важнее, выше дела, а, следователь­ но, и страшнее, и греховнее, требует предель­ ной ответственности от поэта. В другом сти­ хотворении военной поры —- «Имена», напи­ санном в окопах Сталинграда, Семён Липкин разворачивает перед читателем философско- поэтическую притчу на основе библейского сказания из Книги Бытия о том, как Адам на­ рекал имена всем тварям: «Работа была для Адама трудна:/ Явленьям и тварям давал име­ на» (с. 44). И в этом стихотворении говорит­ ся о страшной ответственности Адама-поэта за слова и мысли: 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2