Сибирские огни, 2008, № 7
жишь с гуманитарных лекций, / идешь и стро ишь из себя». Не вуз и даже не цирк — ули ца, двор, публичное, площадное место явля ется главной ареной для таких «кинических» героев из народа, точнее, из фольклора «до- языческого, доболванного». Автор больше живет, чем пишет, потому так скоморошьи коротки многие его стихи-реплики: «Кресть яне не любият дворян / за косы, за ноги, за пудру, / за обтяжку в боках. / Много дворян не любило крестьян / за моды, установлен ные на века»; «Ну, покалечен я, ну, помят. / А поживем ишо»; «А Есенин смелый был. / Купание принял со своей страной». Но, как часто бывает с очень веселыми, «фольклор ными» людьми, за чудачествами героя И. Овчинникова кроется одиночество мудрого, как Диоген, непонятого людьми, состарив шегося человека, деревенского по сути, но вкусившего городской жизни, книжной об разованности, только спутавшей его мысли и чувства. Апофеозом и почти прощанием с социумом и с миром звучат эти строки: «Да, я один, седой, бездетный, / В толпе су губо автономен. / Иду купить себе газету. / Последний номер». Те же мотивы умного, чувствительного, до ранимости, одиночества составляют сти хи Анатолия Соколова в его подборке «Под виг власяницы и вериг...». Несмотря на свои тягости, горести, хвори, поэт не оставил, как герой С. Михайлова, смрадный и ревущий Новосибирск. Его неприятие города— обрат ная сторона его же любви к нему, пополам с непременной горечью. Когда пейзажем, фо ном, служит «ленивая сибирская река» Обь, «как ощипанная курица», готовая «к полной заморозке», когда разложен «пасьянс бульва ров» и «всходит принц на Спартаковский мост, эфиопа мрачней», нет места высоким чувствам. Нерастраченные, они подогревают пафос горьких сожалений, но и благословля ют краткие миги любви: «И на Фабричной в доме № 8 / С тобой цвели мы, словно два цветка»; «Мой бывший дом, где враг трубит победу, / Меня другая / обнимает ласково... / Я никуда отсюда не уеду!»; «Какие сны цве тут на клумбе ночи! / Как страшно их в упор не узнавать!»; «Милостивый Господи, когда же / Перестанет жизнь во мне кричать?»; «А душа летит в такси маршрутном / К дому, где меня никто не ждет. / Даже книги мне уже не рады». А также — ярко-ядовитые метафоры, сравнения, гротески, которые наполняют сти хи-монологи А. Соколова: «Заплеванный скверик вдруг хвост распускает павлиний», «ночь на голову прыгает жабой», «ночь бро дит, как фотограф с обезьяной», «будто тевтон ские рыцари в касках / висят на заборах каст рюли, пимы, чугуны», «осин ободранный баян», «на Эверест посуды грязной /пикиру ют квадриги мух». Все это напомнило бы эпи зоды ироикомического эпоса В. Майкова или М. Коцюбинского, если бы не нешуточный трагизм одинокого «Я» героя, его роковая городская судьба: «Всего за три сотки души поклонюсь в ноги избам / И вновь в опосты левший город уйду умирать». Это неотступ ная минорная нота исключает подозрения во всяком комизме: его образы-гротески, как в теории Зенона о природе движения, не составляют непрерывной линии: они дви жутся точечно, всплесками эмоций поэта. И тогда стихи А. Соколова, запечатлевая ре альность в мизансценах гротесков — гра фики, карикатур, резкой живописи маслом — превращаются в кунсткамеры городской жизни. И в житие его одинокого обитателя. Стихи Владимира Ярцева подборки «Возвращение домой» возвращают поэзию сборника в спокойное русло. Эту поэзию так и хочется назвать домашней, по-настоящему, без «одомашнивания» Древней Греции и Рима, как у С. Михайлова. Кредо лирическо го героя содержится уже во втором стихотво рении подборки: «Как всякий домовой и раз ночинец, / Я не терплю ломбардов и гости ниц», и в то же время — «я космоса боюсь / и в этом честно признаюсь». Тихий созерца тель, задержавшийся в позапрошлом веке, по клонник Баратынского и Фета, он поэт про винциальный, во всех положительных смыс лах этого слова и понятия, избегающий сто- личности во всех отрицательных смыслах этого слова и понятия. Именно в этом кон тексте следует читать эти, казалось бы, пе чальные строки: «Замышлялся вселенский размах, / Местечковый ссутулился вымах». Именно поэтому он пишет на среднемещанс ком языке трюизмов, облагороженных обая нием авторского «Я»: «Сотканный из множе ства влияний», «череда мгновений быстро течных», «сарафанной лестью не прельщусь», «нежная прихоть», «явственно видна», «страждущий сад», «дела его плохи», «не с руки», «довольствоваться малым» и т.д. Но эта скупость на оригинальность, эффектность образов происходит от желания полнее вы разить душу: «...Я со словом связываю сло во / Без умысла, но как велит душа». Тем бо лее, если она уже приуготовляет себя к зака ту: «Есть младшая сестра. А это значит, / Не кто-нибудь, — она меня оплачет, / Когда по возку тронут со двора». Но пока этого не слу чилось, поэт отдается «ереси неслыханной простоты» (Б. Пастернак). Запоминаются стихи о встрече с кумандинцем Чепугачевым («думать о тебе ежеминутно / никому на све те не дано»), с «астрономом краеведческого толка», предсказывающим всемирную ката строфу («я обнаружил: мир неузнаваем — / шел дождь, и люди не скрывали слез»), с га далкой Григолой, рассказывающей герою то, о чем он и сам знает: «Не припомнишь, как меня зовут? / Жуткие бывают имена». Мо жет, для того, чтобы не «припомнить», не 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2