Сибирские огни, 2008, № 7
(название стиха), надо иметь хлеб, «крупно совестную соль», «комара зубную боль», «сля котное утро» и «кислое вино». И тогда не удер жаться от вопроса: видит так автор, чувству ет, переживает, или все же конструирует, пе реосмысливает, дает рецепты? Не отвечая на этот безответный вопрос, отметим другое и тоже важное — стихи М. Акимовой интерес но (любопытно) читать. И как-то веришь, что работа этих энергичных образов, строк и слов, «вспарывающих» косный «чернозем» быта и бытия, не напрасна. В подборке стихов Ирины Федоськи- ной «Есть дикий край иесбывшейся люб ви...», завершающей «женскую» фракцию поэтов сборника внутри «мужской», завер шенность — главное. Читателю все ясно и с «тихим поездом» «внутри у всех» («состав ушел от яви далеко»), и с «фирменной пель менной» («гонят из пельменных тропиков»), и со всеми нами, которые «немного лошади», «немного птицы» и «немного кошки» («в об щем, все мы немного люди»). Апофеоз этой завершенности — поэма «Бамбуковая хижи на», о любви Таахитуэ, девушки с каких-то эк зотических островов к археологу «белокоже му Свенсону», «страннику голубоглазому». С мыслью, что понять, оценить, оправдать жи телей этих райских мест может только «тот, кто бродит на расстояньи», она и уезжает, то есть берет «с собою лодку, любовь и попут ный ветер». Темы, сюжеты, образы поэмы известны из старых романтических поэм. Автор дает нам лишь свою «версию» (назва ние одного из стихов) известного сюжета. Герой подборки стихов Сергей Самой- ленко «Прижмись к этой ране щекой...», как бы ни был маргинален, живет также и в «большом» времени. Он остро чувствует ход истории своей страны и своей жизни, щедро сдобренный хмелем: «Пока мы пили горькую, на нет / сошла зима с дистанции загула / и съежилась шагреневая кожа / державы, на дрожжах разбухшей вширь». Хмельное состо яние человека, природных стихий, всей Рос сии и мира тут не обязательно связано с ал коголем. Опьянить могут и снег, и дождь, и «звездный купол» с Млечным путем, и «заб родившее время». Он чуток к перепадам тем пературы природной, политической, теле сной. Но иногда мнимым, так что может, на пример, спать «в постели, как на медленном огне», к утру «обуглившейся, выжженной дот ла», или целовать девушку губами-ранами, когда в груди, как бомба тикает его сердце. В конце зимы резко повышается градус не толь ко алкоголя, но и жизни, и она перешагивает «грань безумия и благодати». Не подвержена колебаниям лишь бесконечная доброта героя, которую не скрыть ни грубословием пьяного, ни рефлексией глубоко трезвого человека. Этот подлинно лирический герой умеет на полнить до краев свою ладонь «безмолвству ющим запахом цветов и обморочным бор мотаньем ночи», «утешить расшатанный ма ятник клена», пожалеть индустриальную ночь, стучащую зубилом, отвинчивающую гайки, катающую вагонетки и т.д. И все они в ответ, включая «живую ниточку Транссиба», когда-нибудь все равно вытянут со дна его, опьяненного и красотой, и убогостью этого мира. Для стихов Владимира Берязева вооб ще и для подборки «Соглядатай» в частно сти, содержание, несомненно, на первом ме сте. Его созидают «физика» и метафизика си бирского ландшафта — горного и степного, реки и озера, люди и их дальние предки, Си бирь очеловечивающие и одухотворяющие. В стихах поэта идут об руку география и этног рафия, история и мифология— даже в неболь ших стихах пространство и время у В. Беря зева должно быть развернуто максимально, как можно шире и глубже. В стихотворении, где «мы сидим впятером», есть не только «ста рая ограда» и «соседский кобелишко», но и «закатный бор», дальняя «переправа» и, на конец, все «отечество», «вдоль» которого «сте лется дым». В другом— «утро деревни» вплы вает во времена Ермака и Кучума в едином потоке «реки, Родины, думы». В следующем поэт хочет «средь скал / и облаков / искать следы / былых веков» и «родов пропавшее зерно». Думает он и об «инобытии», его то мит «какая-то безмерность и тоска» и «парал лельность» Господу. Вся эта ширь и глубь тре бует эпических форм. И В. Берязев, мастер таких форм, представляет в сборнике своего «Соглядатая» — поэму о духе-хранителе ал тайских «дремучих гор» и духе-оборотне, «бдительном оке» заокеанских хозяев мира, гу бителях душ человеческих. Здесь, как и в дру гих поэмах автора, становится очевиднее бал ладно-песенное, сказительское начало. Поэт будто ведет свое повествование согласно ка- кой-то изначальной мелодии, он буквально поет свой сюжет, растягивая метрику трех сложных размеров какой-то «гласной» про тяжностью, женскими рифмами, интонаци ей тоски по неосуществленному простору. В «не-поэмах» больше «материальных» примет этой музыкальности — глаголов и образов слуха и звука: «скулит кобелишко», «шипит барбекю», «запевают Рубцов и Васильев», «безмолвия снежное пение и сердце — зве нит», «эриннии вопят, как на эстраде», «Эвк- синский Понт шумит, как римский полк», «снова коровы ревут», «запечатлеть новорож денный крик», «тот звук древней, чем память о тебе», «упругий шум хвои» и, наконец, «флейтою, зябкою лютнею < ...> / душу по ющую выну я, / чтобы звучащим лучом / тон кую нежную линию / сделать письмом». Так что интонация у В. Берязева, может быть, куда важнее, «магистральнее» содержания. Если В.Берязеву нужны ширь, простор, 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2