Сибирские огни, 2008, № 7

правилам поведения при позывах к отправлению нужды и при избавлении от сквер­ ны: «Воздерживаемся при мочеиспускании и при исходе кала от обращения к киб- ле37. А «голос Аллаха» Хомейни вторил ему в 81-м положении своих наставлений, порицая тех, кто сдерживается от отправления естественных надобностей. Столь удивительное совпадение событий с прочитанным следовало счесть зна­ мением. Мысленно поблагодарив Всевышнего за так вовремя посланную подсказку, Фагиз наклонился к Фаруху и вполголоса спросил его о местонахождении туалет­ ной комнаты. Тот встал, проводил брата до кухонной двери, открыл ее и указал на последнее помещение в конце коридора. — Тебе налево, — на всякий случай уточнил он. — Дверью ближе — ванная. Фагиз кивнул ему и окинул внимательным взглядом стены коридора. Черной стрелки, указывающей направление на Мекку, в доме неверных не было. — Покажи мне, где в этом доме кибла? — спросил он. — Туда! — с секунду поколебавшись, указал Фарух в сторону той же левой стены. В состоянии избавления от скверны нельзя иметь при себе ничего, что содер­ жало бы написанные имена господа и его посланника. Поэтому захваченный с со­ бой цитатник с избранными высказываниями пророка и признанных улемов Фагиз оставил перед дверью, пристроив его на пустовавшей подставке для цветов. В туалетную комнату он вошел, как это и предписано в хадисе от Салмана, с левой ноги38. Задержав шаг, он автоматически произнес формулу помощи от про­ исков Нечистого: — Бисми Ллахи, а ’узу би-Ллахи мин ар-риджси ан-наджси ал-хабис ал-мухби- си аш-Шайтани ар-раджими !39 Вполне довольный собой, Фагиз закрыл дверь на щеколду и только после это­ го обнаружил невероятное: если сесть на унитаз как положено, то при избавлении от скверны его зад окажется направлен на киблу. Не перечти он перед этим соот­ ветствующий айят и не спроси брата о кибле, ничего страшного не произошло бы: ни пророк, ни ученые улемы не порицают избавляющегося от скверны, если тот сядет задом к кибле по незнанию либо по забывчивости... Постепенно раздража­ ясь, Фагиз некоторое время размышлял над этим фактом. Сдерживаться не было никакой возможности. Решившись, он расстегнул ремень, приспустил брюки и, забравшись на унитаз с ногами, присел поперек этого чуда итальянской сантехники. Упираясь левой рукой в оказавшуюся перед ним покрытую розовым кафелем стену, правой рукой Фагиз ух­ ватился за сливной бачок. Кибла оказалась справа от него. Это было хорошо. Придав себе уверенность и не позволяя Шайтану и сомнениям одержать верх, Фагиз перенес тяжесть тела на левую ногу, приподнял зад, натужился и вдруг вспом­ нил о том, что голова правоверного при опорожнении должна быть покрыта. Он завел за спину правую руку и, за неимением ничего другого, ухватил подол соб­ ственной рубахи и, рывком натянув его себе на голову, до предела ограничил и без того небольшой обзор. Фагиза подвел даже не избранный им способ «посадки на скалу», а скрупулез­ ное следование наставлениям ученых улемов: перенеся тяжесть тела на левую ногу, сделав упор на носки и до предела оттопырив зад, ослепленный собственной руба­ хой хаджи напрочь сбился с точки прицеливания... — Аллахумма, таххир калби мин ан-нифаки ва-хассин фарджи мин ал-фавахи- ш и !40 — произнес Фагиз «отстрелявшись», нажал на кнопку слива и огляделся. 37 Кибла — направление на Мекку. Присутствует во всех ритуальных актах мусульман. Молиться надо на Мекку; опорожняться— так, чтобы она не находилась непосредственно спереди или сзади. Туалеты во всех мусульманских домах и учреждениях соответствующим образом выдержаны при строительстве по сторонам света. В гостиницах и на стенах домов имеется указатель на Мекку, чтобы приезжие без лишних проблем могли сориентироваться. Желательным также является учет киблы и в нестандартных ситуациях, например, при нахождении в поезде или самолете. 38 Вступать в отхожее место следует левой ногой, а выходя из него — делать первый шаг правой. 39 Во имя Аллаха, прибегаю к помощи Аллаха от грязи и мерзкой отвратной скверны побиваемо­ го камнями Шайтана! (арабск.) 40 О Боже, очисти мое сердце от лицемерия и сделай недоступным мои отверстия для непристой­ ностей! (арабск.) СЕРГЕЙ СТУКАЛО ЯШМ ФОБИЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2