Сибирские огни, 2008, № 7
Анны Ривелотэ и ее подборки «Когда я лягу камнем без оправы...», откровенно призна ющаяся: «Теряю совесть, честь и волю, / Те ряю ум и всякий стыд, / Лишь синий венчик алкоголя / Над головой моей парит». Впро чем, завершает это стихотворение она уже с другим настроением: «И ртутный шар моей печали / Растает в небе голубом». Вообще, настроение для поэтессы — не всплеск эмо ции, не композиционный зигзаг — это пол ноценный жанр, заменяющий метафоры. Она пишет: «Я жму тебе. Не руку, просто жму», что не отменяет последующей матерщинки: «И не тебе, бля, / Мне говорить: «Все кончено»». И тогда не удивляет превращение в следующем стихотворении «отравительницы» в «отвори- тельницу чистых кровей». Автор, видимо, в попытках унять дерзость своих настроенчес- ких стихов, упорядочивает их нервную стро фику. Но и в лаконичных строках внешне ус покоившихся стихов вновь являются: «девоч ка в саване», «ты низко пала», «глазами пья ного ребенка», «на шее стянутой петлей», «огонь, стигматы, страстоцвет» или вовсе — «из говна — простите, из огня — / восстану я, как роза Парацельса». И только высказан ное, наконец, прямым текстом «Ну где же он, любви ответный жест?» ставит все на свои места. Разрозненные стихи объединяются одним сюжетом о том, что любовь героини такая сильная и страстная, что без взаимнос ти ей смерть или позор. Не дождавшись же лаемого, она замолкает: «А я молчу. Меня уже уносит / Туда, куда не долетят слова». Героиня стихов Юлии Пивоваровой (подборка «И солнце горит, как Версаль...») как будто продолжает сюжет умолчания о том, что бывает после любви и счастья, после света вообще. Это поэзия взлета и падения. В ней «все стремятся выпить грамм по двести», «су ществуют» без паспорта, «ненавидят» закаты, рассветы, предпочитая «слепой огонек сига реты», а в центре — «огромная баба-провин ция считает цыплят» под солнцем, горящим, «как Версаль». Но это картина не мира, а «Я» самой героини, которая дерзко стремится свое «Я» озвучивать: «Я существую без паспор та...», «Я просто тень без всякой плоти...», «Я мну две папиросочки в кармане...», «Я попаду в тебя, Весна...», «Я— к а м е н ь . « Я увижу, что есть красота...» и, наконец, «Я уйду от судьбы, / чтобы все-таки быть...». Тут-то и понимаешь, что «Я» такой величины не узко цинично, а широко, как сам мир с его сменой времен года. И даже на том дне, где она нахо дится, героиня не сомневается, что «уйдет от судьбы», «попадет в Весну», узнает красоту. Так верят хронические тяжелобольные в свое выздоровление. Но вера в себя способна со вершать чудеса, как, например, в стихотворе нии «Дед» — о тихой деревенской старости, нестареющей любви и дедовом кисете, сши том «из старого платья» его старухи. В таком состоянии свершившегося сча стья, только не запоздалого, а молодого, на ходится героиня Евгении Авдеевой и ее под борки «Лишь ветер знает...». Ее стихи пра вильны, гладки, здравомыслящи и потому в магистральный сюжет потерь и обретений не выстраивающиеся. Только в цикле «Деревья» есть оптимистический сюжет о дереве-чело- веке в период его роста, нерастраченных фи зических и творческих сил. Это ощущение передается такими вот «зелеными» строками: «Я ухожу корнями глубже, / Чем человеческие (?— В.Я.) ноги» и «поднимаюсь к небу выше, / Чем эта (?— В.Я.) русая макушка». Так и бу дет, «если только их не срубят», — уверена автор. Все то, что вне «древесной» темы, еще в «Тумане» (название стиха): «Витаю в обла ках, ступая по земле», «Не знаю, плакать или нет, / Смеяться или нет», «Не вспоминая ни о чем, не веря ничему». После этого велик со блазн сравнить творчество Е. Авдеевой с про межутком, временной пустотой, который она сама описала в стихотворении «Встреча ново го века»: «Мы ни там, ни сям, / А может быть, и тут и там, / И нам достанется, ей-ей, / И от отцов, и от детей!». Может быть, случай Е. Авдеевой как раз тот, когда автору надо поже лать «золотой середины» вместо промежутка. Стихи Марины Акимовой (подборка «Мы собственную жизнь не узнаём...») не середина, а синтез. В них сочетаются сила, энергичность, даже агрессивность выражения и сдерживающая выверенность мысли, спа сительная рациональность. Когда стихотворе ние начинается такой сильной метафорой, как: «В переулке не съели меня заборы», не очень- то ждешь, что оно закончится «тихо»: «И я выросла тихо-тихо». Таких метафор в стихах поэтессы достаточно: «бензинные дурящие пары», «вечно вспоротые тротуары», «нахлы нувший трамвай», «стертое крыльцо», «снег офонарело несется», «жизнь прожитая спру жинила», «мне плевать», «спятили от пота». Но затем понимаешь, что все эти сильные (ре шительные, «окончательные») глаголы, при частия, прилагательные — знаки глубокой по груженности автора в свой стих, пережива ние каждого его слова с посильной для авто ра полнотой. М. Акимова выразила это заме чательным образом-самохарактеристикой — «в стихах стоять». Только так, «вслушиваясь в Русь» (а лучше — «вживаясь», «въедаясь», «вгрызаясь»), «я в чем-то главном разберусь, / чего мы слушать не хотели», — пишет она. Сделать это будет нелегко, ибо нет определен ности в средствах познания: одинаково часто поэтесса использует и анализ (разрывы строк, анжамбеманы) и синтез (сложение слов: «крупносовестная», «буквовер», «чернозло- бие», «землечтенье»). Впрочем, есть у М. Акимовой рецепт целостности, составленной из трудносочетаемых ингредиентов. Так, что бы написать «Русское стихотворение. Рецепт» 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2