Сибирские огни, 2008, № 7
Владимир ЯРАНЦЕВ НИЖЕ НЕБА, ВЫШЕ ЗЕМЛИ О сборнике новосибирских поэтов «В свободном полете» (Новосибирск, 2007) В Новосибирске вышел сборник стихов поэтов, большая часть которых любителям сибирской поэзии хорошо знакома. Так же, как и стихи, среди которых есть помеченные еще 60-ми годами прошлого века. Не вдаваясь в споры о том, почему так, а не иначе располо жены поэты в этом сборнике, отметим его несомненную пользу. Во-первых, есть читате ли, которые весьма мало знают о новосибирс ких поэтах, за исключением нескольких имен. А во-вторых, появляется хороший повод пе речитать заново старые стихи, поговорить о темах, образах, языке нашей поэзии, оценить ее в целом, как единый «сибирский поэтичес кий текст». Наконец, подвести некоторые ито ги на сегодняшний день. Открывает книгу подборка Геннадия Прашкевича под названием «Большие сне га». Тематика и смысловое поле этих стихов, естественно, не ограничивается только сне гами или соответствующим временем года. Важен акцент на слове «большие»: от поэта, более известного как прозаика-фантаста, и в стихах ожидаешь чего-то необычного, небы валого. Например, когда читаешь: «Я — как ветка. / Имею собственные колебания, / а рас качиваюсь вместе с деревом». Развивать тему поэт, однако, не стал, закончив это хоккуоб- разное стихотворение страхом «увидеть от рубленную ветку или голое дерево». Та же не законченность и с образом огромного сивуча «в белых шрамах», похожего на немецкого сту дента, и с женщинами, «которых мы покида ем внезапно» и которые остаются «в некоем странном завтра». Нет фантастического раз вития и в стихотворении о выставке японс кой живописи. Автор может позволить себе лишь общее рассуждение: «Не грусти и не сер дись: всюду будущее скрыто. / Времена палео лита вновь просеяны, как жизнь / через ка менное сито». Скорее всего, автор просто сто ронник чистоты жанров, понимая лирику как нечто достаточно «тихое» по содержанию и благородное по языку, частенько говоря на лексиконе первой трети XX века: «Нежный, снежный, вьюжный звон, замерзающее пла мя. / Обращая Время в Память, / наплывает смутный сон». В поэзии Г. Прашкевич реа лист: «Лес просто лес. Он тайн лишен». Час то в его стихах «ничего не происходит», кро ме нюансов и микрособытий. Для обратного у автора есть проза, подчеркнуто фантасти ческая. Виктор Зернов как будто бы не задумы вается о разграничении прозы и поэзии. Все дело в жанре: «Евразийская сюита» (таково название подборки) как раз и предполагает свободу литературного самовыражения в му зыкальном потоке стиха. Но и жанр не спаса ет от очевидного — стихи В. Зернова тяготе ют к информативности, поэту привычнее в лоне мысли, «поэтическое» же — после, post factum. Потому и уживаются в его стихах раз ные дискурсы: «Невероятно спорна красота, / Даже когда ее трактует гений (дискурс науч ный. — В.Я.), / Но так очаровательна всегда / В твоей ладошке веточка сирени (дискурс поэтический. — В.Я.)». Потому и столь не ровен и спорен, порой, поэт в словоупотреб лении: ветка «в ладошке», «выбросы пыли», «выпуклый строй», «искра пронзительная», «огромнейших открытий след», «волна иска ний», «заветных красок страстный каламбур», «внеземные структуры», «отзвук совершен ства сумбурного». Сие можно принять за кос ноязычие начинающего или графоманствую- щего поэта, но точнее диагностировать вли янием П. Словцова с его архаически притя гательным «Историческим обозрением Сиби ри». Книги, «длительное время» (пишется в издании 1995 года) привлекавшей внимание поэта и исследователя. Собственно, стихи В. Зернова тоже своего рода «обозрение Сиби ри», вернее, Евразии, где и плато Укок запе чатлено с птичьего полета, и описана встре ча с «царицей Савской в Учуме», и даже с «Синильгой» Г. Карпунина. Но еще комфорт нее поэт чувствует себя «в свободном поле те» «белого», очень «белого» стиха, рассказы вающего об одном «профессоре-ориенталис- те». Только вот трудно сказать, чем оно отли чается от прозы. Как и многие другие строки стихов В. Зернова, в том числе и финальные: «Дерзать на Руси — прекрасно и просто / Было всегда... И так до сих пор!». Дерзко ведет себя лирическая героиня 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2