Сибирские огни, 2008, № 7
ха, сотрудничают талантливые военачальни ки Боорчу, Джэлмэ, Мухали, Субэдэй, братья хана. Но, по мысли писателя, только в про стых людях живет душа народа, а ей быть веч но. Вот почему к концу жизни простые чело веческие радости обходят предводителя-еди- нодержца стороной. Да, масштаб этой исторической личнос ти изначально предполагает не просто инте рес художника к исторической эпохе, а воз можность выразить глубоко личную тему, очень важную внутреннюю задачу. В совре менных полотнах, посвященных личности Чингисхана, мы видим иную концептуальную позицию прозаиков — поэтизацию, которая не выглядит идеализацией, а содержит чув ство гордости за прошлое своего народа — чувство подлинного потомка чингисидов. Поэтизация для современного прозаика— это проникновение в поэтическое мышление ко чевого народа. Эта концепция опирается на тезис современных историков о цивилизаци онном значении личности Чингисхана, о том, что монголы в XIII веке были носителями идеи евразийства, разрушали замкнутость, кос ность сознания, религиозную нетерпимость и создавали открытое евразийское простран ство и планетарное мировоззрение. Громад ное государство Чингисхана, по их мнению, просуществовало более 2 0 0 лет потому, что его жители обрели справедливость, закон и порядок3. Заслуга бурятского исторического рома на в том, что новое поколение писателей уже не может пройти мимо имеющихся художе ственных опытов в этом жанре. Так, роман В. Гармаева «Десятый рабджун» (1991) — исторический роман о трудной судьбе хори- бурят на рубеже XVI-XVII веков вызвал по ложительные отклики критиков и литерату роведов. «Высокохудожественный роман» о далеком прошлом, но мыслями созвучный идеям и проблемам современности — так отнесся к роману С. Балданов4. В.В. Башкее- ва отметила достоинство романа в отходе от прямолинейности конфликта, в котором нет правых и виноватых, в усложнении харак теров героев, напряженности повествова ния, но хотела бы увидеть стилевое новатор ство романиста: по нейтральности, объектив ности повествовательной речи, обстоятель ности и последовательности в изображении событий роман, по мнению литературове да, вполне традиционен, идет вслед за от крытиями И. Калашникова в романе «Жес 3 См.: Амоголонова Д.Д., Елаева И.Э., Скрынни- кова Т.Д. Бурятская этничность в контексте социокуль турной модернизации (постсоветский период). — Ир кутск, 2005. 4 Балданов С.Ж. Бурятская литература: современ ное состояние, проблемы и перспективы // Байкал. 2006. № 1.С. 172. токий век», В. Митыпова, автора «Инспек тора золотой тайги»5. Конечно, выразительные приметы, кон- кретно-зримые детали, подробное изобра жение вещного мира — все Это важно не только для исторического писателя, но что необходимо более всего -— так это воссоз дание стихии народной речи. Ведь субъек- тивизация речи повествователя и героев в едином русле свободно льющейся, перели вающейся различными оттенками смыслов русской речи, купание в ее «благотрепет- ности» (В. Корнаков) — все это способствует созданию сложной картины мира, сложных объемных человеческих характеров. Осо бенно следует выделить роман «Большая родословная» Д. Эрдынеева, а также рома ны, посвященные природному достоянию живущих у озера Байкал народов — это «Подлеморье» Михаила Жигжитова и «Бай кал — море священное» К. Балкова. Указанные романы выгодно отличают ся от своих предшественников «разноречием, разноязычием» как в сознании, так и в языке их авторов. А более поздний по времени со здания роман К. Балкова даже дает возмож ность проследить эволюцию мышления бу рятских художников в искусстве романа. В нем нет этнической замкнутости, языковое созна ние свободно от предельной нейтральности «непререкаемо-авторитетного» языка, и раз ные «языки» органично соседствуя, не меша ют друг другу, а, напротив, открыты для по лифонии и диалога. Лирическая стихия не довлеет над сюжетно-фабульной, а полифо ния сюжетных коллизий соответствует мно гозначности авторской мысли. Роман, изоб ражающий события начала XX столетия, со временен по своей художественной струк туре, где бытовая, психологически детализи рованная жизнь строителей «железки» — Кругобайкальской железной дороги неиз менно одухотворяется философской мыс лью автора, что раздвигает, размыкает фа бульное пространство-время. Создается стойкое впечатление, что из менения в жизни героев — будь то подряд чик Студенников или странствующий бурят Бальжийпин — происходят помимо воли ав тора, что эпические описания важны не сво ей информационностью, а лирически-про- никновенной мифопоэтичностью. Простой русский мужик Христя Киш или обычная ста руха-бурятка полны поэтического проникно вения в сущность человеческого, благодаря восприимчивости автора к метафизическим проблемам человеческого бытия, к мистичес- ки-иррациональному. 5 Башкеева В.В. Взгляд на литературы Бурятии и Якутии в контексте постперестроечной культурной си туации // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Филология. 1997. Вып. 2. С. 103-104. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2