Сибирские огни, 2008, № 7
Ситуация диалога культур оказалась плодотворной для создания исторического романа, которому в литературном процес се Бурятии принадлежит едва ли не главен ствующее место. Творческое освоение мон гольской истории и культовой личности Чин гисхана русским писателем из старообряд ческого села И. Калашниковым привело к созданию романа «Жестокий век». Он вос крешает эпоху царствования Чингисхана, сложный процесс объединения враждовав ших между собой племен в империи кочев ников. Судьбы многих племен и народов пройдут перед читателем, события обойдут огромную территорию от степных просто ров Монголии до стен Киева, от предгорий Тибета до южной Сибири, воссоздадут эпо ху завоевательных походов Чингисхана. И. Калашников выводит Чингисхана на суд ис тории, «дабы не увеличивать и не множить горе, живущие должны знать, откуда это проистекает», как говорит один из героев романа, русский летописец Симеон. Роман «Жестокий век» показал особую восприимчивость и чуткость художника к чу жому сознанию, способность открыть для себя другой мир. Эта же способность проявилась в романах и повестях В. Корнакова «Шатун», «В гольцах светает» и, наконец, в романе «Ди кое поле», посвященном изображению слож ных процессов взаимодействия разных пле мен и народов, столкнувшихся на едином ев разийском пространстве Сибири. Большое внимание уделяет писатель истории заселе ния Сибири русскими, а в изображении жиз ни мятежного протопопа Аввакума ставит вопросы истинной веры, роли духовных на чал в жизни человека. Важнейшей задачей авторов историчес ких романов всегда было не только воссозда ние духа эпохи, ее атмосферы, но и подчер кивание концептуально своеобразной исто риософской мысли. Подлинный, не выворо ченный наизнанку опыт истории может быть осмыслен так, что оказывается гораздо бога че существующих представлений, укладыва ющихся в неприхотливые схемы. Отвечая на вопрос, чем же так волнует и тревожит пи сателя далекая историческая эпоха, они вы зывают интерес и благодарность современ ного читателя, уверовавшего в правоту субъективного прочтения истории. Соеди нив прошлое и настоящее, столкнув взгляды очевидцев, сохраненные в документах и пре даниях, и историческое знание своего совре менника, авторы таких романов (характер ные примеры — «Путь праведный» Б. Сан- жина, «Унтовое войско» В. Сергеева) пыта ются утвердить своеобразный этический идеал на все времена, тем самым утверждая, что с изменением исторических представле ний растут масштабы духовного зрения че ловечества. Основная мысль романа И. Калашни кова «Жестокий век» — абсолютное отри цание насилия. Убедительно рисует он Чин гисхана, не «готового» от рождения злодея, а в муках рожденного человека, обладавше го и умом, и волей, и энергией чувств, но с годами подчинившего все, чем он был сам, жестокой разрушительной цели. Разрушен ными оказались не только владения сопре дельных народов, не только города Средней Азии и Китая, но и, прежде всего, жизнь са мого Чингисхана. Ее крушение, упадок, внут реннюю катастрофу И. Калашников написал достаточно выразительно и сильно. Тэмуджина автор показывает живым человеком, честолюбивым юношей. Он про шел по пути, уготовленному злой волей лю дей, через страх, горе и унижение. Он мог околеть в зимней степи, сгинуть в лесах, уто нуть в Ононе, пасть от стрел нукеров Аугу- баготура. Он был голоден и нищ, беззащи тен. Но духи добра уберегли его от гибели, помогли найти верных друзей и помощни ков, набрать под туг отца храбрых воинов. И так по соизволению вечного неба он поднял ся над всеми. Писатель выявил исторически точный образ, соответствующий образу, сохранивше муся в народной памяти, в исторических до кументах. Герой И. Калашникова — это ро манный герой. Незаурядная личность, сфор мированная своим конкретным историчес ким временем, личность, сумевшая правиль но понять исторические потребности, усло вия развития современного ему общества, понять, как их изменить в лучшую сторону. Вся противоречивость натуры и деяний Чин гисхана, отраженная в летописных источни ках средневековья, достаточно полно иссле дованная в научных трудах западных, русских и советских историков, нашла свое осмысле ние и художественного отражение в произ ведении Калашникова. Историзм его романа выражен прежде всего в точном соответ ствии созданного им образа Чингисхана об разу того исторического лица, которое зани мает особое место в ряду героев эпоса мон гольских народов. Основным принципом, которым руко водствовался И. Калашников в отборе фак тов, был поиск «земных корней» для созда ния образа главного героя в традициях рус ской реалистической прозы. И в этих поис ках И. Калашников часто отказывался от ин тригующего, занимательно летописного ма териала. Так, он отказался от легенды о рож дении Чингисхана с комом запекшейся кро ви в ладони: она вносила противоречие в его, калашниковскую, концепцию историчес кой личности. В «Жестоком веке» с Тэмуджином сопер ничают сильнейшие люди своего времени: шаман Тэб-Тэнгри, друг и соперник Джаму- 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2