Сибирские огни, 2008, № 7
ва, «Черемуховый цвет» Р. Белоглазовой, «Унтовое войско» В. Сергеева, «Жестокий век» И. Калашникова, «Дикое поле» В. Кор- накова. Практически все романы получили более или менее подробный отклик в крити ческой и научной литературе, но заманчиво увидеть их вместе, суммарно, как целостное событие в культуре народов, населяющих со временную Бурятию. Жанр романа в бурятской науке о лите ратуре достаточно изучен на разных этапах и в разных аспектах. Первые крупные ученые- литературоведы описали его более или ме нее постоянный набор признаков, атрибутов, т.е. в нормативном аспекте (В.Ц. Найдаков); рассматривали его и в конвенциальном аспек те, т.е. с оценкой жанра в определенные ис торические эпохи, литературные периоды (В.Ц. Найдаков, А.Б. Соктоев). Признавался важным и такой аспект жанровой теории, ко торый, по М.М. Бахтину, определяется как «память жанра», или единство канонических и неканонических форм в литературе (А.Б. Соктоев). Так, А.Б. Соктоев в работах, посвящен ных ранним этапам становления бурятской литературы, обнаружил плодотворную тен денцию соединения канонических, «про стых» форм (народная сказка, народный анек дот) с формами новыми, современными, ут верждавшимися в молодой бурятской литера туре в начале XX в., такими, например, как психологический рассказ (книга «Так было» X. Намсараева). Говоря о каноническом жан ре монгольской и бурятской литератур— «об рамленной повести» (основная функция ко торой — комментирование рассказов-притч тайлбури), ученый пришел к выводу о един стве противоположных эпических систем — народного эпоса и художественного феодаль но-клерикального эпического повествования. Конечно, речь шла о том периоде, когда жан ры письменной литературы еще не совсем отделились как от религиозной, буддистской литературы, так и от народно-сказочной сти хии. Например, в исторических летописях хоринских бурят В. Юмсунова и Т. Тобоева А.Б. Соктоев разграничивает влияние народ ного эпоса с его демократизмом от присут ствия буддийской идеологии бурятского ной- онатства, которая выдвигала в центр лич ность, отмеченную печатью божественной, идеальной силы (легенда о Бальжин-хатун). Не следует закрывать глаза на откровен ные симпатии советских ученых демократи зирующему воздействию жанров устного на родного творчества. И в то же время отме тить оттенок некоторого идеологического нео добрения позиции представителей элиты эт носа, в данном случае бурятского нойонат- ства. Но есть несомненная правота в итого вом тезисе: единство и борьба множества противоречивых компонентов питали и бу дут питать национальную культуру, созда вать возможность будущих художественных открытий. Подробно анализируя легенду о Бальжин-хатун, отмечая в ней соединение вымысла и документа, сказочной образнос ти и показаний очевидца, А.Б. Соктоев под черкивал в ней противостояние демократиз ма народного творчества идее элитарности, избранности исторической личности. Сегодня ученые пришли к мысли о пре одолении власти предания, инерции фольк лорной традиции, мешающей появлению эпического произведения романного типа. Понятно, что без яркой личности нет романа, причем и в ее изображении также важно со отношение полярных противоположностей, константных для жанра, и каждый роман со здает новый вариант соотношения противо стоящих друг другу энергий. Сейчас в теории литературы утвержда ется мысль-идея (не без влияния М.М. Бах тина), что роман, в отличие от других кано нических эпических жанров, не является структурной схемой, а может быть лишь ло гически реконструирован на основе сравни тельного анализа жанровых структур ряда произведений. Так, современные теории воз никновения романа утверждают, что транс формация канонических, традиционных жан ров, например эпопеи, предания, «мениппо- вой сатиры», приводит к появлению некано нического — романа, чей «жанровый костяк далеко еще не затвердел». Каждый из включенных в антологию романов — именно один из вариантов жан ра, в контексте которого каждый и составляет феномен национального. А, в общем, генети ческий аспект в подходе к жанру бурятского романа позволяет утверждать, что единство демократизма и избранности отдельной лич ности, а также полифония, плюрализм как борьба и сосуществование множества компо нентов, питавших национальную культуру и обусловивших возможность будущих художе ственных открытий, свидетельствовали о жизнеспособности национальной культуры. Освоение личностной проблематики происходит одновременно с осознанием на циональной истории, поэтому одной из ве дущих линий бурятского романа является ис торическая. Бурятскими писателями в первую очередь была освоена такая разновидность советского романа как историко-революцион ный роман. Сегодня интересен, прежде все го, личностный смысл больших исторических событий. Несомненно, что в эволюции геро ев первых романов «Степь проснулась» Ж. Тумунова и «На утренней заре» X. Намсарае ва большую роль играет соцреалистическая тема преображения и обновления человека в революционных событиях, хотя инерция фольклорного мышления вела к статичности героев. Перед бурятскими писателями стояла 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2