Сибирские огни, 2008, № 7

КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Светлана ИМИХЕЛОВА Ирина ФРОЛОВА «АНТОЛОГИЯ БУРЯТСКОГО РОМАНА»: НОВЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Считается, что в истории национальной литературы этапным событием, свидетель­ ствующим о зрелости ее художественного мышления, всегда было появление жанра ро­ мана, рождение особого качества, которое на­ зывается романным мышлением. Действи­ тельно, не всякое многостраничное повество­ вание может выдать себя за роман, а только такое, в котором проявляется романное сло­ во и романное мышление. В бурятской лите­ ратуре всегда жила отчетливая тенденция к романизации, утверждению такого мышле­ ния, которое отвечало бы особенностям на­ ционального мира и отражало бы универсаль­ ные, вечные законы бытия. Об этом и свиде­ тельствует новый издательский проект, о ко­ тором и пойдет речь. Издание «Антология бурятского романа» в десяти томах (Улан-Удэ: Издательство ОАО «Республиканская типография», 2006-2008) осуществлено литературным фондом им. Г. Цыбикова и Ж. Тумунова (председатель Б. Тумунов) при поддержке Агинской окружной администрации (редактор-составитель — Б.А. Гармажапов). Ему, кажется, нет аналога в литературе народов многонациональной России, что и было отмечено С. Михалковым, благословившим этот беспрецедентный замы­ сел (первый том предваряется его напутстви­ ем) и первым откликнувшимся на его оконча­ тельное осуществление. Антология стала опытом издания, выра­ зительно демонстрирующим особый путь эволюции романного жанра в локальных рам­ ках одной национальной литературы. Да и сама локальность тоже особая, отражающая реалии Бурятии как «перекрестка» культур. Включенные в антологию произведения со­ зданы в едином пространственно-временном поле, которое можно назвать евразийским по сути. В условиях взаимодействия различных культурных традиций этот проект весьма по­ казателен — более очевидным становится уникальность пути развития так называемых «этнических» литератур. Все чаще они осоз­ наются как феномен XX столетия благодаря «стяжению» веков литературного развития в десятилетия, сопряжению архаики и совре­ менности, коллективного и индивидуально­ го опыта, природного и цивилизационного начал. Масштаб издательского проекта соответ­ ствует масштабу романного мышления в бу­ рятской литературе. Он не снижался в совет­ скую эпоху, да и в постсоветское время роман­ ный жанр продолжает оставаться весьма зна­ чимым, о чем свидетельствуют новые произ­ ведения, созданные в начале XXI века (в том числе и включенный в антологию роман В. Корнакова «Дикое поле», изданный в 2005 году). Ведь благодаря именно культуре роман­ ного мышления национальная литература может называться искусством, противостоя унификации, усредненности, упрощению, всему, что угрожает человечеству в эпоху гло­ бализации. Под общее название «бурятского романа» объединены и первые образцы романного жанра, написанные на бурятском языке — «Степь проснулась» Ж. Тумунова, «На утрен­ ней заре» X. Намсараева, «Доржи, сын Бан- зара» Ч. Цыдендамбаева, «Путь праведный» Б. Санжина, и ставшие классическими рома­ ны «Похищенное счастье» Д. Батожабая, «Хи- лок наш бурливый» Б. Мунгонова, «Голубые сопки» Ж. Балданжабона, «Год огненной змеи» Ц-Ж. Жимбиева, «Большая родослов­ ная» Д. Эрдынеева, и бурятские романы, со­ зданные на русском языке — «Поющие стре­ лы» А. Бальбурова, «Аларь-гол» П. Малакши- нова, «Геологическая поэма» В. Митыпова, «Мост» К. Балкова, «Десятый рабджун» В. Гармаева, и романы русских писателей, уча­ ствовавших в литературном процессе Буря­ тии разных лет, — «Ночь умирает с рассве­ том» М. Степанова, «Семейщина» И. Черне- 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2