Сибирские огни, 2008, № 7
КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Светлана ИМИХЕЛОВА Ирина ФРОЛОВА «АНТОЛОГИЯ БУРЯТСКОГО РОМАНА»: НОВЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Считается, что в истории национальной литературы этапным событием, свидетель ствующим о зрелости ее художественного мышления, всегда было появление жанра ро мана, рождение особого качества, которое на зывается романным мышлением. Действи тельно, не всякое многостраничное повество вание может выдать себя за роман, а только такое, в котором проявляется романное сло во и романное мышление. В бурятской лите ратуре всегда жила отчетливая тенденция к романизации, утверждению такого мышле ния, которое отвечало бы особенностям на ционального мира и отражало бы универсаль ные, вечные законы бытия. Об этом и свиде тельствует новый издательский проект, о ко тором и пойдет речь. Издание «Антология бурятского романа» в десяти томах (Улан-Удэ: Издательство ОАО «Республиканская типография», 2006-2008) осуществлено литературным фондом им. Г. Цыбикова и Ж. Тумунова (председатель Б. Тумунов) при поддержке Агинской окружной администрации (редактор-составитель — Б.А. Гармажапов). Ему, кажется, нет аналога в литературе народов многонациональной России, что и было отмечено С. Михалковым, благословившим этот беспрецедентный замы сел (первый том предваряется его напутстви ем) и первым откликнувшимся на его оконча тельное осуществление. Антология стала опытом издания, выра зительно демонстрирующим особый путь эволюции романного жанра в локальных рам ках одной национальной литературы. Да и сама локальность тоже особая, отражающая реалии Бурятии как «перекрестка» культур. Включенные в антологию произведения со зданы в едином пространственно-временном поле, которое можно назвать евразийским по сути. В условиях взаимодействия различных культурных традиций этот проект весьма по казателен — более очевидным становится уникальность пути развития так называемых «этнических» литератур. Все чаще они осоз наются как феномен XX столетия благодаря «стяжению» веков литературного развития в десятилетия, сопряжению архаики и совре менности, коллективного и индивидуально го опыта, природного и цивилизационного начал. Масштаб издательского проекта соответ ствует масштабу романного мышления в бу рятской литературе. Он не снижался в совет скую эпоху, да и в постсоветское время роман ный жанр продолжает оставаться весьма зна чимым, о чем свидетельствуют новые произ ведения, созданные в начале XXI века (в том числе и включенный в антологию роман В. Корнакова «Дикое поле», изданный в 2005 году). Ведь благодаря именно культуре роман ного мышления национальная литература может называться искусством, противостоя унификации, усредненности, упрощению, всему, что угрожает человечеству в эпоху гло бализации. Под общее название «бурятского романа» объединены и первые образцы романного жанра, написанные на бурятском языке — «Степь проснулась» Ж. Тумунова, «На утрен ней заре» X. Намсараева, «Доржи, сын Бан- зара» Ч. Цыдендамбаева, «Путь праведный» Б. Санжина, и ставшие классическими рома ны «Похищенное счастье» Д. Батожабая, «Хи- лок наш бурливый» Б. Мунгонова, «Голубые сопки» Ж. Балданжабона, «Год огненной змеи» Ц-Ж. Жимбиева, «Большая родослов ная» Д. Эрдынеева, и бурятские романы, со зданные на русском языке — «Поющие стре лы» А. Бальбурова, «Аларь-гол» П. Малакши- нова, «Геологическая поэма» В. Митыпова, «Мост» К. Балкова, «Десятый рабджун» В. Гармаева, и романы русских писателей, уча ствовавших в литературном процессе Буря тии разных лет, — «Ночь умирает с рассве том» М. Степанова, «Семейщина» И. Черне- 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2