Сибирские огни, 2008, № 7

правоверного напитки. Уже само нахождение такой чаши в руках неверного было оскверняющим фактом. Но присутствовал в этом и другой, куда более возмутительный аспект: невер­ ный держал чашу и подносил ее к своим губам левой рукой! И апельсины им с братом он бросал тоже левой рукой! Это было осквернение29! Брать и предлагать пищу и напитки или какие-либо другие предметы, согласно мусульманской традиции, следует только правой рукой. Левая рука считается нечи­ стой. Ею не едят, ее не используют для рукопожатия. Левая рука используется для подтирания зада в туалете и для других, вспомогательных, второстепенных действий. Фагиз не знал, чисты или нет руки у этого неверного. Справлял ли он перед этим нужду? Мыл ли он после этого водой все подлежащие омовению места или по обыкновению нечистых европейцев пользовался правой рукой и туалетной бу­ магой? Слышал ли он вообще о вузу30?.. Во всяком случае, левая рука у хозяина дома была нечистой по определению, поэтому сделанное им было не только воз­ мутительным, но и оскорбительным! О том, что Шуркин отец был левшой, Фагиз даже не догадывался. Впрочем, это ничего и не меняло: ни в Коране, ни в наставлениях айаталлаха Хомейни, мир да пребудет над ним, ни в словах известного передатчика пророческих преданий бла­ гословенного Ибн-Мубарака — не было разрешения использовать правую руку для омовения после самоосквернения в отхожем месте. Фагиз пришел к выводу, что хозяин дома раз за разом провоцирует его, своего невольного гостя, изощренно, но вполне недвусмысленно издеваясь над его чув­ ствами. Разъяренный, он демонстративно встал и направился к мойке. Там он схва­ тил кусок мыла, открыл кран с холодной водой и с ожесточением принялся отмы­ вать свои, прикоснувшиеся к скверне, руки. — Что случилось, девона31? — спросил его Фарух. — Ты ведешь себя, как ужаленный оводом осел. — Это ты осел! Тебе подали плод благословенного пророком дерева левой рукой, а ты даже не заметил этого! Тебя оскорбили, и ты осквернен! Не совершив вузу, ты теперь не сможешь ни принимать пищу, ни сотворить намаз! Фарух только усмехнулся, подмигнул Шурке, отодвинул свою опустевшую тарелку и принялся очищать один из лежавших перед ним апельсинов: — Я сказал тебе «как осел», а ты и в самом деле обозвал меня ослом. Ты дей­ ствительно хотел меня оскорбить или твоими устами говорил гнев? Пристало ли ува­ жаемому хаджи быть столь несдержанным и позволять гневу брать верх над разу­ мом? Если я осел, то кто ты, мой старший брат? — улыбнулся Фарух. — Старший осел?.. Он закончил очищать апельсин и отделил от него сдвоенную дольку. — Что же касается того, могу ли я теперь принимать пищу... — Фарух еще раз подмигнул Шурке, отправил отделенные дольки в рот и демонстративно их разже­ вал. — Люблю апельсины! Вытиравший руки Фагиз не выдержал. В три широких шага он приблизился к обеденному столу, схватил лежавший перед Шуркой нож и один за другим нанизал на его лезвие оба ранее пойманных им плода, а затем и тот, что оставался подле брата. Вернувшись к мойке, Фагиз замахнулся и резко, словно встряхивая градус­ ник, взмахнул ножом. Все три апельсина о ались в мусорной корзине. Действия Фагиза не удивили, пожалуй, только его брата. Шуркин отец пора- женно замер, начисто згг 'в о намерении отхлебнуть пива из вновь подхваченного им кубка. Шурка же, оставив так и не съеденную порцию баранины, встал, подошел к Фагизу, протянул к нему раскрытую ладонь и, тщательно выговаривая слова зве­ нящим от напряжения голосом, потребовал: 29 Десять вещей могут осквернить мусульманина, нарушив его ритуальную чистоту: 1— моча, 2 — каловые массы, 3 — сперма, 4 — мертвечина, 5 — кровь, 6 — собака, 7 — свинья, 8 — неверный (кафир), 9 — вино, 10— пот верблюдов или животных, питающихся скверной. 30 Вузу (вуду) — частичное ритуальное омовение или омовение перед молитвой, при котором моются только отдельные части тела, особо подверженные загрязнению; в отличие от полного ритуального омовения — гусл (гусль), которое мусульманин должен совершать после различных осквернений, а также перед праздниками, постами и другими значительными событиями. 51 Девона— сумасшедший, блаженный. СЕРГЕЙ СТУКАЛО ФОБИЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2