Сибирские огни, 2008, № 7
загудят, разыгрываясь, утренние духовики. А пока он, пустой и запертый, перебирал в темноте всякие звуки: то рояль спускал усталую дрожащую струну, то рассыхал ся лаковый бок арфы или просыпалась вдруг одна пластинка ксилофона, задетая случайно. На каждом стуле сидели бесплотные сумеречные существа, повторяв шие дневных хозяев. Выбегал старичок-дирижер, беззвучно стучал по пульту пал кой с набалдашником, и все начинали двигаться в такт и разгонять неслышные му зыкальные волны. Это напомнило веселых глухонемых детей, увиденных ею недавно в метро. Они улыбались, размахивали руками, казалось, говорят по-настоящему, просто мир оглох. Так же запросто болтают, наверное, лепестки или летящие снежины. В темноте неровно переливалось «Волшебное озеро» Лядова, сыгранное вче ра кое-как. — Если б вы знали, как я устал, — говорил на репетиции дирижер, отжимаясь от партитуры. Получалось доверительно и просто. Ему все верили. Харизматик. Личность. Борец. Врагов и в самом деле много. Он бы погиб без борьбы. Не то что они, травоядные. Ему нужно было свежее мясо успеха. Всё: добротный загородный дом, средства, толпы восторженных фанаток. Маэстро последним получил звание народного артиста СССР. Только успел, как буквы поползли в стороны. Анатолий Иванович хорошо говорил, был легок и скор, красив здоровой семидесятилетней статью... Старушкам и старичкам нужен был во жак, уводивший бы их в прошлое. Он дарил им гимны и песни, а они ему— шоколад ки, цветы и обожание. Некоторые не приходили больше, умирали, и хотелось обнять оставшихся стареньких зрителей и куда-нибудь спрятать от нищеты и смерти. — Вы для нас глоток жизни, — говорила в туалете поклонница. Тогда можно было простить и лужи на полу, и огромные очереди, и печальный дух старости в зале. Старушки жили концертами. А второй дирижер уволился. Говорит, что его «съели». Полное, дрожащее хо лодцом тело, есть было, в общем-то, противно. Сейчас он прокрался, опасливо сверкнул в темноте очками. Выхватил запасную дирижерскую палочку и мягко ис че з .. . Ночной зал поскрипывал креслами, а на заднике сцены фосфорическая бере за шевелила листьями на сквознячке. С утра все повторялось. Снова на работу! Рабство кончается там, где переста ют чувствовать себя рабами, — подумалось вдруг. Однако ноги несли в привыч ном направлении. Мощный людской поток завораживал беспокойной силой, стро нувшей целые пласты населения. Эта сила-невидимка делала всех похожими. То ропливо, толкая друг друга, ехали к источникам питания. Чем она лучше? Если занять место, можно слушать громыхливую темноту. Зачем открывать глаза? Она не могла, как некоторые: запокачиваются и вдруг резко сникнут, вздернут ся и снова клонятся. У нее просто в темных глазах слегка синело, а мысли от вагонной тряски сбивались к затылку, и образовывалась приятная пустота, заменявшая сон. Ка фельные станции сливались с черными пролетами и бесполым голосом диктора... Раньше опаздывать было легко. Она бежала себе: весна, будущее. Ни кварти ры, ни денег. Зато духи с туманами и ветер в лицо. Ей вспомнилась картинка в дедо вом буфете. Молодые едут на БАМ, улыбаются, высовываясь из окна поезда. Так и ехали в тихом, пропахшем сахаром буфете лет двадцать. Засахарить бы тоже моло дость и безоглядность. Беспокойная юность закончилась сыном, а музыка — ра ботой. Правда, в окна музыкальной школы вплывали глубокие колокольные перепе вы. Им было все равно: течь ли по мазутной речке, ложиться ли на светлую осен нюю землю. Когда ученики выводили фальшивые гаммы, в окна гляделись купола, и жизнь становилась как будто глубже, раздвигалась. Растаяло много снегов. На руках набухли вены. Менялись ноты, дирижеры. Оставались только натертая скула и желание спать... Сегодня она пришла и упала на кровать. Ослабевшее тело мелко дрожало. Ра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2