Сибирские огни, 2008, № 1
КНИЖНАЯ ПОЛКА «НАСТОЯЩАЯМУДРОСТЬ НЕМНОГОСЛОВНА» Л. Леонов. Афоризмы. Подобраны Ф. Листваном. Ульяновск, 2007. На общем фоне жанрового многообра зия современных работ о творчестве Леони да Леонова не может не обратить на себя внимания своим неожиданным, внутренне глубоко оправданным исследовательским ходом работа польского филолога Фредери ка Листвана об афоризмах Леонида Леоно ва. Впервые она была заявлена в качестве доклада на международной конференции 2006 года в Ульяновске, попала на страницы московского журнала «Наш современник» и вот только что вышла отдельной книжеч кой в издательстве Ульяновского государ ственного технического университета. По композиции работа Ф. Листвана двухчастна: первую часть составляет собственно фило логическое исследование идейно-эстетичес кой функции афоризма в общей структуре художественного текста леоновских произ ведений, вторую — сами афоризмы, выбор ка которых из общего массива художествен ного наследия Леонова представляет не ме нее важную и ответственную задачу иссле дователя. Принципиально говоря, совершен важный филологический поступок: произ ведя такого рода системную выемку, иссле дователь тем самым обнажает в произведе ниях Леонова особый текстовый пласт, сво его рода текст в тексте, скрытое, но устойчи- во-постоянное присутствие малого жанра внутри открыто предъявляемой читателю большой жанровой структуры. Известно, что афоризм как вид кратко го изречения, являющего мысль в образно отточенной форме, имеющего право как на самостоятельное бытие в литературе, так и в составе сложных жанровых конструкций, был щедро представлен в творчестве тех предста вителей культуры, кто тяготел прежде всего к сопряжению художественного образа с фи лософской мыслью, кто движим был стрем лением в образной картине мира явить его философскую модель, в силу чего широкую известность приобрели афоризмы Ларош фуко, Шопенгауэра, Монтеня, Пушкина, Че хова, Горького, и грузинского поэта Шота Руставели, и древнерусского Даниила Заточ ника с его неувядаемым «Молением». Возвращаясь к творчеству Леонида Ле онова, следует сказать, что его склонность к афористическому мышлению подобна кап ле, адекватно отражающей общий состав воды в океане, она высвечивает парадигмаль- ные свойства его художественного мира, ори ентированного на создание образов интег ральной силы. Именно из этого органически свойственного писателю стремления к худо жественному синтезированию, приводящему к способности увидеть картину текущей жиз ни в пространстве Большого времени, исхо дит Ф. Листван, осуществляя семантико-по- этический анализ и классификацию леоновс ких афоризмов. Следует признать, что задача уяснения глубин эстетической связи афоризма какжанра с общей структурой художественно го текста Леонова лишь поставлена. Но важ но, что как большая исследовательская пробле ма она заявлена, определена и векторно обо значена. Вектором же этим, думается, являет ся понимание того, что если леоновский афо ризм обнаруживает природу своей смысловой и эстетической идентичности в контексте глав ных координат творческого мира писателя, то и выявление внутренней логики афоризма спо собствует уточнению этих координат. Что в заключение и хотелось бы подтвердить лишь немногими примерами из той подборки афо ризмов Леонида Максимовича Леонова, что сделана в книжечке Фредерика Листвана. 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2