Сибирские огни, 2008, № 1

КНИЖНАЯ ПОЛКА «НАСТОЯЩАЯМУДРОСТЬ НЕМНОГОСЛОВНА» Л. Леонов. Афоризмы. Подобраны Ф. Листваном. Ульяновск, 2007. На общем фоне жанрового многообра­ зия современных работ о творчестве Леони­ да Леонова не может не обратить на себя внимания своим неожиданным, внутренне глубоко оправданным исследовательским ходом работа польского филолога Фредери­ ка Листвана об афоризмах Леонида Леоно­ ва. Впервые она была заявлена в качестве доклада на международной конференции 2006 года в Ульяновске, попала на страницы московского журнала «Наш современник» и вот только что вышла отдельной книжеч­ кой в издательстве Ульяновского государ­ ственного технического университета. По композиции работа Ф. Листвана двухчастна: первую часть составляет собственно фило­ логическое исследование идейно-эстетичес­ кой функции афоризма в общей структуре художественного текста леоновских произ­ ведений, вторую — сами афоризмы, выбор­ ка которых из общего массива художествен­ ного наследия Леонова представляет не ме­ нее важную и ответственную задачу иссле­ дователя. Принципиально говоря, совершен важный филологический поступок: произ­ ведя такого рода системную выемку, иссле­ дователь тем самым обнажает в произведе­ ниях Леонова особый текстовый пласт, сво­ его рода текст в тексте, скрытое, но устойчи- во-постоянное присутствие малого жанра внутри открыто предъявляемой читателю большой жанровой структуры. Известно, что афоризм как вид кратко­ го изречения, являющего мысль в образно отточенной форме, имеющего право как на самостоятельное бытие в литературе, так и в составе сложных жанровых конструкций, был щедро представлен в творчестве тех предста­ вителей культуры, кто тяготел прежде всего к сопряжению художественного образа с фи­ лософской мыслью, кто движим был стрем­ лением в образной картине мира явить его философскую модель, в силу чего широкую известность приобрели афоризмы Ларош­ фуко, Шопенгауэра, Монтеня, Пушкина, Че­ хова, Горького, и грузинского поэта Шота Руставели, и древнерусского Даниила Заточ­ ника с его неувядаемым «Молением». Возвращаясь к творчеству Леонида Ле­ онова, следует сказать, что его склонность к афористическому мышлению подобна кап­ ле, адекватно отражающей общий состав воды в океане, она высвечивает парадигмаль- ные свойства его художественного мира, ори­ ентированного на создание образов интег­ ральной силы. Именно из этого органически свойственного писателю стремления к худо­ жественному синтезированию, приводящему к способности увидеть картину текущей жиз­ ни в пространстве Большого времени, исхо­ дит Ф. Листван, осуществляя семантико-по- этический анализ и классификацию леоновс­ ких афоризмов. Следует признать, что задача уяснения глубин эстетической связи афоризма какжанра с общей структурой художественно­ го текста Леонова лишь поставлена. Но важ­ но, что как большая исследовательская пробле­ ма она заявлена, определена и векторно обо­ значена. Вектором же этим, думается, являет­ ся понимание того, что если леоновский афо­ ризм обнаруживает природу своей смысловой и эстетической идентичности в контексте глав­ ных координат творческого мира писателя, то и выявление внутренней логики афоризма спо­ собствует уточнению этих координат. Что в заключение и хотелось бы подтвердить лишь немногими примерами из той подборки афо­ ризмов Леонида Максимовича Леонова, что сделана в книжечке Фредерика Листвана. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2