Сибирские огни, 2008, № 1
этом виноват. По ходу развития сюжета он создаёт блестящие портретные галереи, со ставленные из представителей различных слоёв российской политической элиты, включая патриотическую оппозицию. Рас кладывает по полочкам технологии борьбы сил мирового зла против России. И делает много чего другого, наполняющего роман будничной узнаваемостью и повышающе го читательское доверие к сказанному. Очень многие портреты его героев напо минают собой реальных деятелей сегодняш ней России — скажем, генерала Рохлина и его жену Тамару, лидера КПРФ Зюганова, ведущего телевизионной программы «Зер кало» Сванидзе и ряд других личностей. А многие сюжетные эпизоды напрямую пе рекликаются со сводками телевизионных и газетных новостей последних лет, вроде на шумевшего не так давно покушения на гла ву РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, убийства того же Рохлина или неудавшегося выстре ла из гранатомёта по американскому по сольству. Благодаря этому приёму, этой предельно правдоподобной узнаваемости лиц и событий, «проглатывается» как жи вая реальность и многое из того, что пред ставляет собой исключительно плод раз мышлений самого Александра Проханова — его собственные выводы и домыслы, а также слова и мысли, вкладываемые в уста и головы его персонажей... Блестяще описаны им технологии унич тожения и закабаления могучих процветаю щих стран, поражающие точней и смертель ней, чем удары воздушных армий или вы садка военных десантов. Хотя, на первый взгляд, всё представляется не более как взаи мовыгодное культурное сотрудничество. На самом же деле во всём обнаруживается скрытый и имеющий конкретную направ ленность смысл. «Противнику ненавязчиво и настойчиво предлагались образцы чужой враждебной культуры. Слой за слоем внедря лись «агенты влияния», занимавшие господ ство в идеологии и культуре страны. Искажа лись идеи и смыслы, которые поддерживали устойчивость общества — заменялись фаль шивыми смыслами и ложными целями раз вития. В структуры экономики и управления вкрапливались организации, созданные в дру гой цивилизации, действующие, как внесён ные раковые клетки. Обрабатывались послой но все эшелоны общества от элиты до широ ких масс, воздействуя на подсознание, апел лируя к архетипам народа. Шельмовались духовные авторитеты страны, уменьшалось их влияние в обществе. Ещё недавно прочное общество лишалось каркаса, теряло духовных вождей, наводнялось ложными смыслами. И тогда на него, ставшее неустойчивым и зыб ким, насылались «цветочные революции». В одночасье, под звуки рок-музыки, сметались режимы. В хаосе буйных торжеств, в вакхана лии быстротечной победы устанавливался угодный каббалистам режим, обрекавший народы на рабство...» Метафорически ярко нарисована карти на взимания денежной дани со всех торгово развлекательных структур столицы, подпиты вающая собой высшую московскую власть вплоть до самого верха. «Вкрадчивые моло дые люди с неброской чиновничьей внешно стью неторопливо обходят ряды. Торговцы безропотно, почти охотно, передают им день ги. Похоже, налоговая инспекция и санэпи- демнадзор посетили свою вотчину и собира ют оброк. К вечеру, когда закрытый рынок остывает, как сковорода, под которой погаси ли огонь, из дирекции выносят аккуратный кейс и везут куда-то, то ли в управу, то ли в префектуру или мэрию. От подножья к вер шине, с рынков, магазинов, автомобильных стоянок, рекламных щитов, бензоколонок, винных и табачных фабрик, от сутенёров и миловидных, заражённых СПИДом прости туток из ночных клубов и казино — отовсю ду бегут неистощимые золотые ручьи, вверх, к небу, к ослепительной вершине, где, иногда укутываясь в тучи, иногда ослепительно сияя, стоит Золотой Телец. Верховное божество великолепного буржуазного мира, перед ко торым склоняют головы политики и генера лы, священники и поэты, мыслители и жур налисты. Золотой вавилонский бык, победив ший «красного тореадора», поднял рога выше золотого ХрамаХриста Спасителя, главенству ет над Москвой. И кажется, достигнута, нако нец, высшая гармония, вселенский порядок, осмысленная иерархия ценностей, охраняемая ракетами, спецслужбами, тюрьмами, телека налами...» Видя всё это (а, занимаясь процежива нием информации, он просто не может это го не видеть), герой романа Проханова Алек сей Сарафанов, используя силы своей инно вационной корпорации и заработанные в ней миллионные средства, собирает по всей Рос сии уникальные проекты и изобретения, спа сает от уничтожения и вывоза за границу сек ретные разработки, идеи и программы, спо собные принести славу России и привести её к расцвету Русского Золотого Века. Он живёт, храня свой сейф, как староверы хранят свя щенные списки с символом «истинной веры», твёрдо веруя, что однажды всё-таки «насту пит день, когда из тайного хранилища вновь излетят на свет духи жизни. Осуществятся ве ликие идеи и фантастические проекты. Вос крешённая Родина расцветёт прекрасными городами. Во всей красоте и величии обна ружит себя «русская цивилизация». Не в силах дождаться, когда этот желан ный час наступит сам по себе (да и наступит ли?), Сарафанов решает действовать по соб ственному плану. Глядя из окна высотной гостиницы на лежащую внизу Москву, ему вдруг представилось, что к ней присосались щупальца гигантского вампирического спру та, сосущего энергию русской столицы и питающего ею тайный заговор против Рос сии, и для того, чтобы от него освободиться, нужно устроить некую встряску. «Его невоз можно пронзить копьём, сжечь огнемётом, 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2