Сибирские огни, 2008, № 1

этом виноват. По ходу развития сюжета он создаёт блестящие портретные галереи, со­ ставленные из представителей различных слоёв российской политической элиты, включая патриотическую оппозицию. Рас­ кладывает по полочкам технологии борьбы сил мирового зла против России. И делает много чего другого, наполняющего роман будничной узнаваемостью и повышающе­ го читательское доверие к сказанному. Очень многие портреты его героев напо­ минают собой реальных деятелей сегодняш­ ней России — скажем, генерала Рохлина и его жену Тамару, лидера КПРФ Зюганова, ведущего телевизионной программы «Зер­ кало» Сванидзе и ряд других личностей. А многие сюжетные эпизоды напрямую пе­ рекликаются со сводками телевизионных и газетных новостей последних лет, вроде на­ шумевшего не так давно покушения на гла­ ву РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, убийства того же Рохлина или неудавшегося выстре­ ла из гранатомёта по американскому по­ сольству. Благодаря этому приёму, этой предельно правдоподобной узнаваемости лиц и событий, «проглатывается» как жи­ вая реальность и многое из того, что пред­ ставляет собой исключительно плод раз­ мышлений самого Александра Проханова — его собственные выводы и домыслы, а также слова и мысли, вкладываемые в уста и головы его персонажей... Блестяще описаны им технологии унич­ тожения и закабаления могучих процветаю­ щих стран, поражающие точней и смертель­ ней, чем удары воздушных армий или вы­ садка военных десантов. Хотя, на первый взгляд, всё представляется не более как взаи­ мовыгодное культурное сотрудничество. На самом же деле во всём обнаруживается скрытый и имеющий конкретную направ­ ленность смысл. «Противнику ненавязчиво и настойчиво предлагались образцы чужой враждебной культуры. Слой за слоем внедря­ лись «агенты влияния», занимавшие господ­ ство в идеологии и культуре страны. Искажа­ лись идеи и смыслы, которые поддерживали устойчивость общества — заменялись фаль­ шивыми смыслами и ложными целями раз­ вития. В структуры экономики и управления вкрапливались организации, созданные в дру­ гой цивилизации, действующие, как внесён­ ные раковые клетки. Обрабатывались послой­ но все эшелоны общества от элиты до широ­ ких масс, воздействуя на подсознание, апел­ лируя к архетипам народа. Шельмовались духовные авторитеты страны, уменьшалось их влияние в обществе. Ещё недавно прочное общество лишалось каркаса, теряло духовных вождей, наводнялось ложными смыслами. И тогда на него, ставшее неустойчивым и зыб­ ким, насылались «цветочные революции». В одночасье, под звуки рок-музыки, сметались режимы. В хаосе буйных торжеств, в вакхана­ лии быстротечной победы устанавливался угодный каббалистам режим, обрекавший народы на рабство...» Метафорически ярко нарисована карти­ на взимания денежной дани со всех торгово­ развлекательных структур столицы, подпиты­ вающая собой высшую московскую власть вплоть до самого верха. «Вкрадчивые моло­ дые люди с неброской чиновничьей внешно­ стью неторопливо обходят ряды. Торговцы безропотно, почти охотно, передают им день­ ги. Похоже, налоговая инспекция и санэпи- демнадзор посетили свою вотчину и собира­ ют оброк. К вечеру, когда закрытый рынок остывает, как сковорода, под которой погаси­ ли огонь, из дирекции выносят аккуратный кейс и везут куда-то, то ли в управу, то ли в префектуру или мэрию. От подножья к вер­ шине, с рынков, магазинов, автомобильных стоянок, рекламных щитов, бензоколонок, винных и табачных фабрик, от сутенёров и миловидных, заражённых СПИДом прости­ туток из ночных клубов и казино — отовсю­ ду бегут неистощимые золотые ручьи, вверх, к небу, к ослепительной вершине, где, иногда укутываясь в тучи, иногда ослепительно сияя, стоит Золотой Телец. Верховное божество великолепного буржуазного мира, перед ко­ торым склоняют головы политики и генера­ лы, священники и поэты, мыслители и жур­ налисты. Золотой вавилонский бык, победив­ ший «красного тореадора», поднял рога выше золотого ХрамаХриста Спасителя, главенству­ ет над Москвой. И кажется, достигнута, нако­ нец, высшая гармония, вселенский порядок, осмысленная иерархия ценностей, охраняемая ракетами, спецслужбами, тюрьмами, телека­ налами...» Видя всё это (а, занимаясь процежива­ нием информации, он просто не может это­ го не видеть), герой романа Проханова Алек­ сей Сарафанов, используя силы своей инно­ вационной корпорации и заработанные в ней миллионные средства, собирает по всей Рос­ сии уникальные проекты и изобретения, спа­ сает от уничтожения и вывоза за границу сек­ ретные разработки, идеи и программы, спо­ собные принести славу России и привести её к расцвету Русского Золотого Века. Он живёт, храня свой сейф, как староверы хранят свя­ щенные списки с символом «истинной веры», твёрдо веруя, что однажды всё-таки «насту­ пит день, когда из тайного хранилища вновь излетят на свет духи жизни. Осуществятся ве­ ликие идеи и фантастические проекты. Вос­ крешённая Родина расцветёт прекрасными городами. Во всей красоте и величии обна­ ружит себя «русская цивилизация». Не в силах дождаться, когда этот желан­ ный час наступит сам по себе (да и наступит ли?), Сарафанов решает действовать по соб­ ственному плану. Глядя из окна высотной гостиницы на лежащую внизу Москву, ему вдруг представилось, что к ней присосались щупальца гигантского вампирического спру­ та, сосущего энергию русской столицы и питающего ею тайный заговор против Рос­ сии, и для того, чтобы от него освободиться, нужно устроить некую встряску. «Его невоз­ можно пронзить копьём, сжечь огнемётом, 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2