Сибирские огни, 2008, № 1
Николай ПЕРЕЯСЛОВ ПРОИГРАВШИЙ Размышления над романом Александра Проханова «Экстремист». — Журнал «Наш современник», 2007 , № 9 - 10 . Во времена столь почитаемого Алек сандром Прохановым Иосифа Виссарионо вича Сталина литературные произведения, вызывающие у читателя хотя бы лёгкие иде ологические сомнения, неизбежно навлека ли на себя вопрос: кому это выгодно? На чью, так сказать, мельницу льёт воду автор, создавая портреты персонажей, искажаю щие образы борцов за счастье трудового народа? И в этих вопросах, как мне думает ся, был свой несомненный революционный резон, потому что даже реальная историчес кая правда может работать как во благо вы сокой идеи, так и — против неё, не говоря уже о чисто художественном авторском вы мысле или фантазии. Поведанная, к примеру, Николаем Островским правда о трудностях строительства Боярской узкоколейки укрепи ла дух многих и многих тысяч молодых стро ителей советского государства, дав им силы для новых трудовых и боевых подвигов, а вы тащенная Солженицыным из тайников XX века правда о существовании ГУЛАГа раз рушила веру миллионов людей в свою Роди ну и выбранный ею исторический путь, и, в конце концов, эту Родину погубила. Вот и после прочтения журнального варианта нового романа Александра Проха нова с хлёстким, точно серия сухих выстре лов, названием «Экстремист» (в полном виде он называется «Имперская кристаллогра фия») я никак не могу отделаться от грызу щего меня ощущения того, что написан он не столько по велению души автора, сколько по заказу некой мировой «закулисы», день и ночь думающей о том, как бы ей нейтрали зовать и обезвредить проявление русского организованного патриотизма. Зная Алек сандра Андреевича как одного из ярчайших и последовательных лидеров современной оппозиции, я всячески гоню от себя эту пу гающую меня мысль, но при этом никак не могу найти ответа на вопрос, зачем же ему было писать роман, откровенно опускаю щий образ современного русского патрио та? А главный герой романа Проханова, ше стидесятилетний глава корпорации «Иннова ции — XXI век» Алексей Сарафанов (фами- лия-то какая, чуть ли не Матрёшкин, — ну явно на потребу западному заказчику!), за воевав на протяжении первой половины ро мана доверие и симпатии читателей своим критическим отношением к сегодняшней российской действительности, раскрывает себя к концу произведения как абсолютный политический и психологический слепец и неудачник, не умеющий не только правиль но оценить эффективность методов задуман ной им борьбы, но и просто разобраться в окружающих его людях. Когда в конце рома на становится очевидно, что, несмотря на всю напускную многоопытность и конспи ративность Сарафанова, практически все его мысли и планы оказываются до мельчайших подробностей известны врагам, то с неиз бежностью понимаешь, что всё буйство ху дожественных средств, столь щедро исполь зованное автором на живописание лика сво его героя, было не более как привычным для него механическим приёмом, не имеющим ничего общего с реальным портретом пер сонажа. Вот как описывает его автор в пер вом же абзаце своего романа: «Алексей Сер геевич Сарафанов носил своё лицо шести десятилетнего человека, сухое, в резких мор щинах, с карими, настороженными глазами, как маску, под которой таилось другое лицо — молодое, страстное, с восторженными очами, с мягкой улыбкой насмешливых соч ных губ. Это второе лицо, словно свежая, многоцветная фреска, силилось проступить сквозь позднюю роспись, тусклую, серо- стальную, с процарапанными линиями бро вей, подбородка, скул. Маска была непро ницаемой. Лишь в узких металлически-бле- стящих зрачках внезапно вспыхивала таин ственная голубизна, как луч лазури, пробив шийся сквозь осенние лучи». Какие уж там таинственность и непро ницаемость, когда, дочитывая роман до пос ледней страницы, отчётливо видишь, что его обвели, в конце концов, как несмышлёного мальчишку!.. Проханов — в литературе не новичок, он хорошо знает, что для того, чтобы чита тель безоговорочно поверил писателю, ро ман должен быть наполнен правдивой и на каждом шагу подтверждаемой самой жиз нью фактурой. Поэтому наиболее выигрыш ные страницы его прозы — это публицисти ческие описания того, что происходит с се годняшней Россией, и предельно образные аналитические размышления над тем, кто в 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2