Сибирские огни, 2008, № 1
КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Александр ЛЫСОВ «ЗАКЛЮЧЕНЬЕ НЕБЫВШЕГО ЦИКЛА» Стихотворение «Последняя роза»: соборный образ творчества Анны Ахматовой ПОСЛЕДНЯЯ РОЗА Думал ли Сергей Городецкий, создавая один из главных постулатов акмеизма о са моценности и полноте жизни, в противовес символистам, разъявшим земную предмет ность бытия, что своей программной заклич- кой «о розе», которая должна стать «хоро ша сама по себе, своими лепестками, запа хом и цветом, а не своими мыслимыми по добиями» (Городецкий 1982, 112), он прокла дывает пророческие пути для «Евы адамиз- ма» — юной тогда еще Ахматовой? Но все- таки, написанные почти безадресно, слова эти о «благоухающей розе», о свежести ощущения мира во всей его первозданности вошли в ос нование грядущего ахматовского розария, и шире — в поэтику вообще, в чем-то обнару жили и дали верный ход ее особому жизне ощущению, напрочно связанному со зримой вещностью мира. Уже в рецензии на «Вечер» Ахматовой была уловлена особая лирическая стать ее «вещелюбия», выдающаяся способ ность «понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минута ми» (Кузмин 1982, 106). Если мыслить истоками и итогами в оценке движения лирического мира Ахмато- Вы напишите о нас наискосок И.Б(родский). Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять. Господи! Ты видишь, я устала Воскресать и умирать и жить. Все возьми, но этой розы алой Дай мне свежесть снова ощутить. 1962 вой, то нельзя не заметить, что способ воп лощения жизни, при котором лишь «безоб разное» может считаться «безобрАзным», ибо оно «завяло между бытием и небытием» (Го родецкий 1982, 112), само по себе неустан ное сопряжение предметной реальности с жи выми порывами чувства, постепенно в ее ли рике переходит в некую особую философию «вещного мира». В такое миросозерцание, где для духовного в материальный мир отверсто тайное окно, убраны межующие перегородки (От: «Ни розою, ни былинкою / Не буду в са дах Отца. / Я дрожу над каждой соринкою...» — в 1912 году—до программных строк: «Ког да б вы знали, из какого сора /Растут стихи, не ведая стыда...» в 1940). Эта динамика вещных отпечатлений, сама устремленность Ахматовой к закончен ному и совершенному образу как совершЁн- ному, хорошо видны в движении образного ряда, связанного с сотворением поэтессой своей «Последней Розы». В самой науке об Ахматовой о «Последней розе» так много подумано и наговорено уже — и в связи с «волшебным роем» ее поэтического окруже ния в последние годы ее жизни, о чем остал 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2