Сибирские огни, 2007, № 12
Любопытное солнце осторожно заглядывает в пыльное окно кафедры исто рии музыки, где я, сидя в затертом серо-зеленом кресле, дожидаюсь своего науч ного руководителя. Все, что мне сейчас придется сказать, будет вежливой неправ дой, призванной сшить белыми нитками настоящие причины моего внезапного ре шения с приличиями. На добровольный уход от одного из лучших научных руково дителей, с самой престижной на музыковедении кафедры на самую непопулярную, где учатся студенты, не скрывающие, что мечтают поскорее закончить консерва торию, решиться было непросто. Марина Анатольевна, как всегда серьезная, уставшая от собственной принци пиальности и эрудированности, входит в кабинет с редкой книгой, принесенной спе циально для меня. Выслушав мои сбивчивые доводы, она холодно замечает, что такое решение я могла принять только испугавшись трудностей настоящей исследо вательской работы. Я смиренно выслушиваю обвинения, теребя замусоленную ни точку, оторванную от кафедрального кресла. Не могу же я сказать ей, что каждый раз, глядя на ее оппозицию женственности: грубо выкрашенные хной волосы, седые у корней, скорбно поджатые бесцветные губы, напряженные глаза, старую шляпу — с тоской прогнозирую свое будущее. Ее дочь, воспитанная в вынужденном одиноче стве, очень похоже поджимает губы и так же беспросветно одиноко воспитывает ее внучку, которая донашивает платья, отданные друзьями. Преподавательская работа отнимает у добросовестной, заинтересованной Марины Анатольевны все время до глубокой ночи, не оставляя возможности для научных исследований. Я не могу ска зать ей, что Онеггер, на творчество которого было потрачено уже полгода, наверня ка вдоль и поперек изучен французами, говорящими с ним на одном языке и имею щими доступ к архивным материалам. Что все полгода работы над темой будущего диплома меня мучает мысль о ненужности музыкознанию и рынку труда моих ис следований. Не могу передать, в каком унынии читаю электронные письма от прак тичной подруги, при первой же возможности переселившейся в Германию. На пути к вожделенному немецкому благосостоянию Саше, конечно, пришлось кое-что пре дать: она оставила здесь друзей, любимую работу в камерном оркестре и любовь, которая до сих пор заставляет ее тосковать в бежевых стенах огромной комфорта бельной квартиры. На этом фоне мое расставание с Онеггером совсем не выглядит достойной сожаления жертвой. Но, даже без презрительных отзывов Марины Анатольевны о моей новой ка федре этномузыкознания, мне страшно оставлять привычные композиторские име на, сонаты, симфонии и оперы ради пения незнающих цивилизации бабушек. Это булькающее, странное для музыкантского уха пение сейчас стало в исследовательс ких кругах популярнее Моцарта. Изучение закономерностей традиционной музыки исчезающих народов, экзотической для пресыщенной сложными гармониями евро пейской культуры, получает грант за грантом. Может, чувствуется в непривычных звуках архаическая мудрость. Меня пугает эта terra incognita: в западноевропейской истории музыки я могу рассматривать произведения сквозь кристаллы классических форм, пользоваться давно установленными и общепринятыми классификациями, свободно перебрасы вать мосты аналогий из века в век, отыскивая схожие принципы в прелюдиях Дебюс си и Баха. Но ни Дебюсси, ни Бах не откроют мне дороги на обеспеченный, жадно хватающий воздух экзотики, Запад... Пятый раз выразив сожаление, осторожно закрываю железную дверь кафедры, оставляя Марину Анатольевну с обиженным недоумением в душе и редкой книгой в руках. Перебираю осколки восторженных планов и надежд, от которых пришлось отказаться. Не выпуская серой ниточки, за которую держалась во время непростого объяснения, иду по темному коридору навстречу солнечному свету, в котором ра створяется прямоугольник окна... 73 ЮЛИЛ ПОПОВА НЕ БУДЕМ ЗАГАДЫВАТЬ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2