Сибирские огни, 2007, № 12
Светлана ПОТЯГАЙЛО, публикующаяся впервые, как утверждает авторская справка, в журнале «Дети Ра», № 11-12, 2007, с подборкой «Голоса в электричках», видимо, будет публиковаться еще не раз — таков дурной тон современной литературы, в которой парадок сальным образом первопричиной поэзии служит ее обналичивание в том или ином «печат ном органе». Между тем, поэзия С. Потягайло отличается редкими для нашей «свободной» (будто прежде она, в качестве писаной красавицы, уже была занята!) поэзии достоинствами — насыщенным и плотным языком, убедительным эмоциональным подтекстом, и своеоб разной речевой деловитостью — в отличии от нерифмованной логореи множества «талант ливых» недорослей. Экономия слов, не оборачивающаяся псевдо-апофатической недогово ренностью, на лицо в каждом стихотворении: « Единственное орудие — /твое колечко:/ма- ленькая серебряная сушка,/оставленная сашкой». Другой фрагмент убеждает, что все еще мож но по-уитменовски видеть мир: «о чем они говорят?/ послушай: о том, что растет/и зреет/в лесу, в огороде, в детской./Человеческая добро- та/где-то очень глубоко/скрыта в этих голосах,/служит им тайной основой». Убеждает не потому, что отдельно взятой Светлане Потягайло так привиделось, а по причине речи, так сказавшей об этом. Так японские трехстишия полагали сами вещи — и вещи были прекрасны и необходимы: «Куда-то далеко уводят аллеи — /нет, только в тени-точку,/на другую дорогу — /крепко держи мою руку». Конечно, у С. Потягайло есть недостатки — кое-где несамостоятельность и вторичность образного ряда, очевидно также, что ей зачас тую не удаются регулярные стихи с их насилием и властолюбием — язык не поддается автору. Но все искупает сказанное, например, вот так: ГОРОД Город звал меня так, как будто на самом деле был городом, а не просто памятью. Вот он, Эмилия, этот мертвый мир, а ты говорила— майский жук, китайская грамота, жареный лук. Ты улыбалась, Эмилия. Только гордое колесо велосипеда способно стать памятником нашей юности. Примостившаяся «на плитуаре» в том же номере «Детей Ра» поэзия Евгения ЛЕСИНА (подборка «А мы сидим у гастронома»), уравнивающая в своей ярмарочной ненависти «ус пешных людей», «гебню» и владельцев сокрушаемых лирическим «Героем» «фольксвагенов и БМВ», самой сущность своей обречена на несомненный кухонный успех. Клокочущая и под хихикивающая эстетика «бей буржуев», интонационно расположившись где-то между «тетя- хаей» Аркаши Северного и «ах-надей-наденькой» Окуджавы, взвивается едкой иронией, пе реходящей в сатиру, над «жирной вонючкой за рулем», над «грустным чекистом», над «рас текшейся», «блестящей от счастья» случайной случки бабой, которая есть столица нашей родины Москва, над «неприятными сволочами» литературных вечеров. Всему этому извест ным образом сопричастны «водка, курица и лук» и «дети красных командиров». В общем и целом, беспроигрышная традиционная поэзия, сама собой культурная и почтенная, сама со бой актуальная: * * * Успешные люди не ездят в трамваях, Успешные люди сидят в казино, Немного на зонах, потом на Гавайях. О них режиссеры снимают кино. Успешные люди не знают покоя В заботах о счастье планеты Земля. 177 12 Заказ № 918
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2