Сибирские огни, 2007, № 12

ретшей необыкновенную популярность пес­ ни «По долинам и по взгорьям». Песня име­ ет необычную историю. Первый ее вариант начинался строкой «По долинам, по загорь­ ям». Позже автор неоднократно вносил в ее текст изменения. В 1929 году руководитель ансамбля крас­ ноармейской песни ЦДКА Александр Алек­ сандров вместе с поэтом Сергеем Алымо­ вым ввели в монтаж программы песню «По долинам и по взгорьям». С той поры она ста­ ла печататься под именем Алымова. Но текст был откровенно слабым. А автором мело­ дии был назван командир роты 134-го полка Украинского военного округа Илья Атуров, из уст которого Александров услышал ме­ лодию песни. В сентябре 1929 года песня «По долинам и по взгорьям» прозвучала перед воинами-дальневосточниками. После того, как она была записана на граммофонную пластинку, опубликована в сборниках, стали раздаваться голоса участников Гражданской войны, что известная песня приамурских партизан «По долинам, по загорьям» при­ надлежит Петру Парфенову. В 1934 году в газете «Известия» появи­ лась коллективная статья, в которой указы­ валось имя подлинного автора, Парфенова. А в 21-м номере журнала «Красноармеец — Краснофлотец» за 1934 год сам Петр Пар­ фенов вынужден был рассказать историю создания «Партизанского гимна». «В феврале 1919 года, на заре повстан­ ческого движения против колчаковщины, я написал песню «Наше знамя», посвященную моему земляку и другу Ефиму Мамонтову и одобренную писателем Новиковым-При- боем: Мы землеробы Будем вольно В родной Сибири нашей жить. И не дадим свое приволье Ни отменить, Ни изменить. Написал я ее на проверенную с музы­ кальной стороны мелодию своих ранних пе­ сен «На Сучане» от 10 июля 1914 года: По долинам и по взгорьям Целый месяц я бродил, Был на реках и на взморьях Не жалея юных сил. Я решил сделать песню более доступ­ ной, более массовой, более действенной. Поставленная задача в значительной мере удалась. Моя песня «Наше знамя», отпеча­ танная нелегально на полковом шапирогра- фе прапорщиком Савиновым (бывший учи­ тель), распространенная по этапам стрелоч­ ником станции Барнаул Сергеем Кузьминым, вскоре получила широкое распространение не только среди мобилизованных Колчаком сол­ дат, но и в боевых мамонтовских отрядах и даже в отдаленной от Алтая могучей Енисей­ ской партизанской армии Василия Яковенко. События разворачивались, и вскоре я очутился на Дальнем Востоке. После осво­ бождения Владивостока от колчаковских вла­ стей, я выступил на торжественном заседа­ нии в Народном доме и в конце своей речи спел «Наше знамя». Многие из присутству­ ющих в зале красноармейцев и рабочих встретили песню, как хорошо знакомую». После этого областная газета и военный совет предложили Петру Семеновичу пере­ делать песню для печати или на ее мелодию написать новые слова. Дни эти совпали с большой победой, которую праздновал со­ ветский Дальний Восток. Интервенты были изгнаны из Амурской области, Гражданской войне наступил конец. «Под впечатлением всех этих событий, — пишет далее Петр Парфенов, — и особен­ но партизанской победы в Николаевске-на- Амуре, я написал новую песню, заимствуя из нее мелодию, тему и форму и отчасти сам текст из предыдущих стихотворений. Я на­ звал ее «Партизанский гимн». А в № 10 за 1934 год журнала «Музы­ кальная самодеятельность» Петр Парфенов в статье «История партизанской песни», вновь вынужден был пояснять: «Песня «По долинам, по загорьям» имеет длинную историю. Текст ее неоднок­ ратно перерабатывался мной. Окончатель­ ный вид песня приняла при следующих об­ стоятельствах. После ликвидации колчаковщины и ос­ вобождения Владивостока политический уполномоченный (так назывались тогда вой­ сковые комиссары — А.М.) при начальнике Никольско-Уссурийского гарнизона делал доклад о политико-моральном состоянии войсковых частей, указал на полное отсут­ ствие хороших революционных песен. «Уже пять месяцев мы стоим, а красно­ армейцы наши распевают колчаковскую «Канарейку», а мы ничего не можем пред­ ложить им взамен. Ведь это позор, товари­ щи!»— говорил уполномоченный. «Правиль­ но», — соглашается с ним Сергей Лазо, пред­ седательствующий на заседании. «Вот у Цар- фенова есть хорошая партизанская песня, я сам слышал в Народном доме, но он не жела­ ет, чтобы ее пели наши красноармейцы», — язвит по моему адресу Константин Войновс- кий, начальник политического отдела. Я даю справку, как обстоит дело с моей песней. Ее надо переделать. Но это не так просто, напи­ сать новую у меня совершенно нет времени. В длинную резолюцию по докладу по- литуполномоченного заместитель председа­ 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2