Сибирские огни, 2007, № 12
162 пилотов работе с новой техникой — Центр боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО, что находился под Муромом, в Савастлейке. В числе пилотов-инструкторов был и капитан Игорь Ментюков. Позднее он вспоминал: «В конце апреля шестидесятого мне новая задача — лететь в Новосибирск, взять там «Су-9» с большой заправкой, перегнать в Барановичи (это в Белоруссии) и заступить на боевое дежурство. Там стоял истребительный полк, на его вооружении находи лись и «Су-9». Они брали на борт 3.250 килограмм топлива. К маю шестидесятого в Новосибирске уже создавались самолеты, бравшие 3.720 кг. А лишние полтонны горючего — это значительно большая дальность полета, больший рубеж перехвата. Задачу нам поставили жестко — 1 мая обязательно быть в Барановичах. 27 апреля с напарником капитаном Анатолием Саковичем прилетели в Новосибирск, взяли пару «Су-9» на заводе и назад, на Запад, поджимало время. 30 апреля мы уже в Свердлов ске, на аэродроме Кольцово, но там подзастряли из-за погоды». Вот так новосибир ский «Т-3» (он же «Су-9») попал на Первомай 1960-го в Свердловск. И — оказался в нужном месте и в нужное время. Утром 1 мая 1960 года Игоря Ментюкова подняли по «готовности № 1» — к Свердловску подходил «У-2» Пауэрса, но летел он по самому «краю» досягаемости ракетных комплексов С-75. А стоявшие на вооружение Миг-19 до него просто «не доставали» по высоте. «Т-3» Ментюкова был безоружен — пушечного вооружения на машине не предполагалось, а ракеты, естественно, он должен был получить толь ко в части, после перегона. Однако, поднявшись в воздух, пилот получил неожидан ный приказ: «Со мной на связь вышел не КП аэродрома, а командующий авиацией армии ПВО генерал-майор авиации Юрий Вовк. «Я — «Сокол», 732-й, как меня слышите? Слушайте меня внимательно. Цель — реальная, высотная. Таранить. При каз Москвы. Передал «Дракон». «Дракон» — был известный всем в войсках ПВО позывной главкома авиации войск, аса времен Великой Отечественной генерала Ев гения Савицкого. Напомним — самолет находился на пути в часть, только там он должен был получить вооружение и полную доводку оборудования. У пилота не было ни гер мошлема, ни высотно-компенсирующего костюма. Без них на высоте 20 км его в слу чае разгерметизации кабины (а при таране она неизбежна), просто, как «шутил» годы спустя Ментюков, «разорвало бы, как воздушный шарик». На КП переговоры транслировались по «громкой связи», и приказ этот («Уме реть, но сбить!»), и короткую паузу после него запомнили все. Пилот ответил: «По нял вас. Выполняю. Позаботьтесь о матери и жене». Его долго наводили с земли на цель (Пауэрс включил радиопомехи, и прицел «забило»), В конце концов, каким-то «шестым чувством» выйдя на нарушителя, Ментюков просто «проскочил» над ним. «Т-3» шел на скорости 2,5 тыс. км/ч, «У-2» — 750. На второй заход горючего уже не было, и по команде с земли пилот пошел на посадку. Тем более что в воздухе начи нался полный бардак — локаторщики выдавали сразу несколько целей, в воздух под няли пару «Миг-19» (заведомо понимая бессмысленность этого) Бориса Айвазяна и Сергея Сафронова. И, одновременно, два ракетных дивизиона начали палить по все му, что над ними в воздухе, выпустив 14 ракет. Они сбили «Миг» Сафронова (пилот погиб), и «дострелили» то, что, медленно планируя, падало с огромной высоты. Это были обломки уже уничтоженного «У-2». Так кто же его сбил? Во время суда, на коротком разрешенном свидании с отцом Пауэрс успел шепнуть: «Не верь, что меня сбила ракета. Сбил самолет — я его видел». На суде сбитый пилот рассказывал более лаконично: «Я услышал взрыв, увидел перед собой вспышку оранжевого пламени, и самолет начал падать». Зе нитчики стреляли вслед, а то, что увидел Пауэрс перед собой как «оранжевое пла мя» — был выхлоп турбины уходящего новосибирского «Т-3». Он, даже безоруж ный, свою работу сделал. Годы спустя Ментюков рассказывал: «Самолет Пауэрса попал в спутную струю моего «Су-9», а в ней потоки воздуха стегают со скоростью до 180 метров в секунду! Плюс крутящий момент. Вот его и стало крутить. Крылья обломались...» Неожиданное подтверждение тому, что могла натворить даже безоружная «тру ба» (как называли «Т-3» в войсках), содержится в жалобе, направленной 11 февраля 1957 года начальником Инского отделения Томской железной дороги в Новосибирс кий обком КПСС. Только-только начинались полеты первых новосибирских «Т-3». «За последние 2-3 месяца над территорией ст. Инская участились случаи сильных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2