Сибирские огни, 2007, № 12

подобных столовых) на обед на «общий стол» полагалось два блюда — «суп-лапша, лапша отварная». И — делали ракеты. Те самые, которые били, били и били оккупан­ тов. Очень хорошо «аукалась» им на фронте новосибирская «отварная лапша» с «изделием М-8». И вот еще, кстати, интересная вещь. При отступлении 1941 года были утеряны и уничтожены практически все комплекты заводской технической документации на производство М-8. Новосибирск, начиная по приказу Госкомитета обороны сроч­ ное производство ракет, запросил из Москвы... образцы изделий! Именно по ним новосибирские инженеры составили полный комплект технической документации на комплектующие, по которым, собственно, и шло успешное производство первых советских реактивных снарядов вплоть до конца войны. «Сибсельмаш», «Труд», ин­ струментальный, приборостроительный за тысячи километров своей продукцией били по врагу. А вот немцы, захватившие еще в начале войны в приграничных окру­ гах образцы М-8 (а позднее — и «Катюш», БМ-13) так и не смогли не только создать что-то подобное этой достаточно нехитрой по сегодняшним временам ракетной технике, но и просто скопировать ее. Новосибирские пацаны и девчонки со средним (и то не всегда) образованием, выпускавшие эти первые советские ракеты, оказались умнее и проворнее хваленых германских инженеров. Говорят, что именно на «Сибсельмаше» позднее, уже в 1970-е годы, родился известный советский анекдот про «сенокосилки с вертикальным взлетом». Что ж, основания для этого были. НОВОСИБИРСКИЙ «ПЕНДЕЛЬ» ФРЕНСИСУ ПАУЭРСУ Казалось бы, историю со сбитым советскими ракетчиками над Свердловском 1 мая 1960 года американским самолетом-шпионом «У-2», пилотировавшимся Френ­ сисом Пауэрсом, знают все. Однако сегодня историки «воздушных боев «холодной войны»» все чаще склоняются к другой версии. Похоже, что первый «пинок» самолет- шпион получил в тот день все-таки от сверхсекретного высотного перехватчика «Т- 3». Который всего за несколько дней до событий покинул стены «альма матер» — Но­ восибирского авиазавода им. Чкалова. К 1960 году полеты «У-2» достали Никиту Хрущева, как говорится «до пече­ нок». С 1956 года высотный разведчик летал над СССР, пересекая буквально всю страну на высоте 20 тыс. метров, а сбить его было нечем. Он летал над Москвой, над Ленинградом, над сверхсекретными объектами страны — в том числе и над Байко­ нуром, и над Семипалатинским ядерным полигоном, и над секретными полигонами в Сары-Шагане. Самолет «У-2» имел предельно облегченный планер с большим размахом крыла, снабженный специальным высотным турбореактивным двигате­ лем. Хрущев гордился космосом — первым спутником, полетами собачек. Все это обеспечивали ракеты, которыми, как ему казалось, он «утирал нос» США в Большой Ракетно-Космической Гонке. Никита Сергеевич буквально «бредил» ракетами, по­ миная их при всех международных встречах и при каждом случае. А тут вдруг выяс­ нилось, что, собственно, над страной регулярно летает «нечто», спокойно фотогра­ фируя все секретные объекты, в том числе и ракетные, а сбивать его — нечем. «У-2» летал и летал — по некоторым данным, только Френсис Пауэрс к маю 1960 года совершил 27 полетов над СССР, налетав, в общей сложности, более 500 часов. Он, кстати, в специальном авиаотряде ЦРУ «10-10» был не первым и далеко не един­ ственным пилотом. В СССР были разработаны и запущены в производство зенитно-ракетные комп­ лексы. Они должны были, как «зонтиком», прикрыть основные сверхсекретные объек­ ты страны от любопытных глаз. Однако ракеты имели свои минусы — цель должна была практически «наткнуться» на ракету (радиус подрыва боевого заряда у них был в 25-30 метрах от цели). А в Новосибирске, на заводе им. Чкалова, с 1957 года началось изготовление сверхзвуковых высотных самолетов-перехватчиков «Т-3», разработанных ОКБ Сухого (чуть позднее этот самолет получит название «Су-9»). Эта машина вполне «дотягива­ лась» до высоты полета в 20 км и была способна четырьмя ракетами «воздух-воздух» поразить высотного «супостата». «Т-3» был действительно «штучным товаром». В струк­ туре войск ПВО страны была создана специальная группа летчиков, в задачу которых входило принимать новые боевые машины на заводе, перегонять в полки и обучать 11 Заказ № 918 АЛЕКСЕЙ КРЕТИНИН МОСТ, ХРАМ И ФАННИ КАПЛАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2