Сибирские огни, 2007, № 12
они жестко и жестоко, действуя подчас как каратели. К каноническому «Маршу сибирских стрелков» «пепеляевцы» прибавили два своих куплета. «Знай, Сибирь: в лихие годы В память славной старины Честь великого народа Отстоят твои сыны. Русь свободная воскреснет, Нашей верою горя, И услышат эту песню Стены древнего Кремля». Не стряслось. «Дружинники» были разгромлены, Пепеляев приговорен к рас стрелу, замененному 10 годами лагерей. После отсидки работал в Воронеже помощ ником начальника конного депо. Зимой 1937 года у нас, в Новосибирске, был приго ворен к расстрелу «за участие в контрреволюционной кадетско-монархической дея тельности». Останки лежат, по некоторым данным, где-то под березами «Березовой рощи». Над страной из репродукторов гремело «По долинам и по взгорьям...» Осо бенно страшно и дико Пепеляеву было слышать из расстрельной камеры, когда транс лировали только мелодию, без текста — «Марш сибирских стрелков», «дроздовцев» и его «добровольцев». Не только с текстом — и с мелодией «По долинам...» вышел полный кавардак. По иностранным данным автор мелодии — Тимофей Атуров. В советских источни ках — полная путаница. То «слова народные», то «музыка народная». То — мелодия Александрова (автора Гимна СССР, создателя и руководителя известнейшего Ан самбля песни и пляски Красной армии, носящим сейчас его имя), то — Дм. Покрасса (достаточно напомнить его «Марш Буденного», а также массу песен, написанных в соавторстве с братом Даниилом). То— слова Алымова, то — Парфенова. Про Атурова не известно вообще ничего, однако известно, что после выхода в 30-х годах фильма «Волочаевские дни» Покрасс пробовал судиться за авторство мелодии (чтобы полу чать отчисления за каждое ее исполнение). Его поддерживал своим авторитетом Бу денный, однако и «главный певец и плясун Красной армии» Александров обладал авторитетом не меньшим. В кулуарах суда оба композитора столкнулись, и Александ ров снисходительно поинтересовался — чем, дескать, собираешься доказывать автор ство? Покрасс (замечательный композитор, но небольшого ума человек и до денег очень жадный) радостно сообщил, что, мол, мелодию сочинил аж в июне 1919 года в Харь кове по заказу командования Дроздовского полка, а исполняли ее впервые на банкете, по случаю занятия города «белыми». Александров был более умным человеком и по интересовался у истца — в какую сторону после предъявления таких доказательств он намерен поехать? На запад, в ресторан «Метрополя» здесь, в Москве, или на восток — в район Магадана? Надо отдать должное Покрассу — он сделал правильный выбор и иск снял. Авторство слов «По долинам...» Петра Парфенова, когда-то политотдельца «красного» Забайкальского фронта, расстрелянного в 1937 году, суд восстановил толь ко в 1962 году. Хотя кое-где и сейчас в авторах всплывает Алымов, который, по перво начальной версии, всего лишь «обработал текст». А «Марш сибирских стрелков» остался и без авторов, и без звука — в городе его не исполняли почти сто лет. Жаль. По-моему, было бы справедливо, если бы хоть раз войсковой оркестр штаба 41-й российской армии, дислоцирующейся в городе, ис полнил марш с его первоначальным текстом. Тем более что они сегодня — как бы «наследники» 41 Сибирского стрелкового полка — город тот же, казармы «военного городка» те же. Это будет хотя бы какой-то данью уважения своим предшественни кам — тем, кто с этой песней честно воевал за Родину. Очень хочется надеяться, что в городе все-таки прозвучит «Из тайги, тайги дремучей...», и причем — непременно в исполнении военного оркестра. ЗАБЫТЫЙ ПОДВИГ ЗАБЫТОЙ ДИВИЗИИ 99-я стрелковая дивизия считалось в предвоенной Красной армии лучшей, «элит ной». Ее неофициально называли «сибирской» — потому что в подавляющем боль шинстве она комплектовалась призывниками из Новосибирска, Бийска, Барнаула, Томска. Свою «элитность» сибиряки из 99-й показали в первые дни войны. Однако 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2