Сибирские огни, 2007, № 12
СИБИРСКИЕ КРЫЛЬЯ 2007 год, в числе прочих «круглых дат», принес еще один незамеченный никем юбилей — 90-летний юбилей сибирского авиастроения. Ровно 90 лет назад, в 1917 г., в Ново-Николаевске (сегодняшнем Новосибирске) были построены и поднялись в воздух два первых «сибирских» самолета. Можно смело считать, что именно с них и берет свой отсчет вся сегодняшняя авиационная промышленность Сибири. Самолеты в Сибири, естественно, видели и до 1917 г. Еще летом 1911 г. один из первых российских летчиков — Яков Седов — совершил «Транссибирское турне» по востоку России, демонстрируя полеты на аэроплане «Фарман». Первые самолеты иро нично называли «этажерками», и «Фарман» Седова полностью отвечал этому назва нию. Сложное, ажурное двукрылое сооружение с кучей растяжек и мотором в 45 л. с. Турне началось с Харбина («русской столицы» Китайско-Восточной железной доро ги), затем — Иркутск, Томск, Ново-Николаевск... От города к городу аэроплан в разобранном виде везли по Транссибирской магистрали (откуда и появилось назва ние поездки). Именно Седов стал первым человеком, увидевшим Сибирь буквально «с высоты птичьего полета». Это сейчас снимки сибирских городов, сделанные из космоса, уже никого не удивляют, но тогда сибиряки буквально пережили шок. Что творилось в сибирских городах — можно судить по Ново-Николаевску, куда { аэроплан вместе с пилотом прибыл в конце августа 1911 г. Билеты на ложи, гостевые трибуны и стоячие места на городском ипподроме были распроданы в считанные часы. И 28 августа 1911 года Седов впервые поднял аэроплан над Ново-Николаевс ком. Всего пилот совершил в городе три полета на высоте 15 метров продолжитель ностью меньше 5 минут каждый. Сегодня, вероятно, это вызовет у многих только улыбку. Однако для города эти полеты стали действительно событием. Была выпуще на литографическая панорама города с парящим над ним аэропланом. Огромной популярностью пользовалась и выпущенная тогда же соответствующая цветная по чтовая карточка. Ее стоимость у коллекционеров сейчас не опускается ниже 100 USD. Впрочем, полеты аэроплана над Сибирью были всего лишь гастролями. Глав ное, что они убедили сибиряков: летать — возможно. И следующим логичным ша гом стала постройка своих, сибирских «крыльев». С началом Первой мировой войны 1914 г. в городах России (и в сибирских — тоже) были созданы «военно-промышленные комитеты» — организации, состоя щие из представителей и промышленников, и рабочих, и контролирующие произ водство и поставки необходимой продукции для воюющей армии, В качестве «пред ставителей от рабочих» в комитетах сплошь и рядом оказывались люди, связанные с нелегальной тогда партией социал-демократов. Ново-Николаевск не был исключе нием. 3 января 1917 г. близкая к эсдекам ново-николаевская газета «Голос Сибири» в разделе «Хроника» опубликовала сообщение: «Местный военно-промышленный комитет в настоящее время озабочен подысканием лица, сведущего в авиации, для производства осмотра летательного аппарата, который строится в Н.-Николаевске». В городе такого лица не оказалось, и комитет обратился в Томский технологический институт, откуда получился ответ: «в Томском технологическом институте не нахо дится в настоящее время лица, сведущего в вопросах авиации». Попытка проведения «экспертизы» не случайна. В попытках получить военные заказы (и, соответственно — финансирование) в военно-промышленные комитеты обращались с самыми нео жиданными идеями. Так, к примеру, неким лесным кондуктором был предложен проект «деревянно-рельсовой дороги для военных целей на фронте»: «Конструкция и формы дороги просты и переноска их равна быстроте передвижения армии, при чем пни, болота и овраги препятствием не служат». А вот реакция томичей на «авиационный» запрос вполне объяснима. «Автор» строящегося (заметьте — не «проектируемого», а уже строящегося!) в Ново-Нико- лаевске в начале 1917 г. самолета им был очень даже хорошо знаком. Студент-техно- 1 лог Томского имени Императора Николая II технологического института Михаил Попов дипломированным инженером так и не стал. «Заболел» авиацией, причем ' «болезнь» эта приняла действительно «тяжелые формы» — в виде попыток создать студенческий воздухоплавательный кружок. Попов, естественно, не знал, что секрет ные циркуляры Департамента полиции предписывали, чтобы «в городах, где имеют ся высшие учебные заведения, местные жандармские учреждения устанавливали за личным составом и действиями студенческих воздухоплавательных кружков самое 151 АЛЕКСЕЙ КРЕТИНИН МОСТ, ХРАМ И ФАННИ КАПЛАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2