Сибирские огни, 2007, № 12

АЛЕКСЕИ КРЕТИНИН № МОСТ, ХРАМ И ФАННИ КАПЛАН дом пожаре оборачивалось катастрофой. Тихомиров помогал правильно составлять прошения ново-николаевцев в губернский Томск о выделении денег на закладку ' пожарного обоза. 27 июня 1897 года разрешение на создание ДПО было получено. На добровольные пожертвования членов общества был закуплен пожарный инвен­ тарь. Из-за отсутствия в то время пожарного депо все пожарное имущество храни­ лось в так называемой «Тихомировской ограде» — доме инженера Тихомирова. Инженер Тихомиров блестяще подтвердил на деле и свое «право на строитель­ ство». Он построил Храм. Прошение о разрешении на его строительство новонико- лаевцы подали в 1895 году. Была выделена «кабинетская» (то есть — из собственных владений Государя) земля и дано разрешение на строительство храма в память импе­ ратора Александра III, инициатора Транссиба — Храма во имя св. Александра Не­ вского. Деньги на строительство собирали буквально всем миром — жертвовали рабочие, мастеровые, жители поселка, железнодорожники, купцы, ремесленный люд. Свои личные пожертвования на строительство дважды присылал и новый импера­ тор Николай II. Поступили средства и из правительственного «Фонда им. Александ­ ра III». Место для Храма выбрали на возвышении, с видом и на Транссиб, и на Мост, и на реку. Будущий город как бы начинался с Храма. Архитектор-художник Лыгин подготовил проект в рамках так называемого «ви­ зантийского стиля». 25 мая 1895 года была начата закладка фундамента. Руководил работами по строительству Николай Тихомиров. Он буквально «жил» постройкой, самой главной постройкой своей жизни. Торопился сам, торопил всех. И 29 декабря ' 1899 года завершенный Храм был освящен. За его постройку Тихомиров получил третий орден — св. Анны III степени. Но не ради ордена он строил это массивное здание, выглядящее легким, почти «ажурным», почти «летящим»... А теперь совместите эти три линии биографии — «железнодорожную», «обще- * ственную» и «строительную». Всем этим инженер занимался одновременно, при­ чем блестяще и — в одно и то же время. Он чувствовал свою судьбу. В метрической книге построенного им Храма рядом с его фамилией появилась безжалостная стро- ' ка: «скончался от удара» (кровоизлияния в мозг). Это произошло 24 октября 1900 года. Казалось, весь город собрался на отпевание и похороны Тихомирова, которого v похоронили на территории построенного им Храма. На могиле позднее установили черную гранитную плиту, на которой золотом были высечены фамилия первостро­ ителя и эпитафия: «Здесь покоится прах строителя Храма сего...». Жизнь и судьба, полностью отданные городу, завершились. А дальше началось то, что продолжается и сегодня, в год 150-летнего «тихоми- ровского» юбилея. Толи беспамятство, толи скудоумие, толи равнодушие. То ли — ' подлость. В конце 1920-х надгробную плиту закатали под асфальт. В 1930-е Храм * взорвали. Но... Не зря Тихомиров говорил жене: «Меня переживешь — увидишь! Ни одной трещинки не будет». После взрыва Храм остался стоять, как стоял. Без трещин. Вторично взрывать не рискнули — говорят, после первого взрыва пошли * трещины в здании крайкома партии. В 1971 году при проведении ремонтных работ могильный склеп случайно вскрыли экскаватором. Гроб, покрытый остатками пар­ чи, со шпагой железнодорожного ведомства, перенесли в подвал краеведческого музея (нынешнее художественное училище на углу Красного проспекта и Свердло­ ва), где и вскрыли «для установления личности». Первостроителя перепутали с бом- ' жом. Хотя всем было известно, что в ограде Храма было единственное захоронение > — его, строителя Тихомирова. С останков сняли чуть ли не все, что могли. Шпагу, * ордена, пуговицы мундира, нательный крест (!)... Беспрецедентный «досмотр с кон­ фискацией» длился почти месяц. В конце концов, по решению горисполкома, на * Заельцовском кладбище появилась могила с плитой: «Тихомиров Николай Михайло­ вич. Инженер-путеец». Она теперь — городской памятник истории. Многие из тех, кто видел гроб во время «следствия», рассказывали, что в нем ' были не останки, а... мощи. Сохранились даже черты лица. Нетленность останков по христианским канонам — одно из непременных условий для канонизации. Но это — дело церкви, а она молчит. Город с помпой, песнями и плясками отметил в этом году свою очередную дату ' — 114-ю годовщину основания. 150-летие первостроителя Тихомирова, строившего Мост, Город и Храм, единственного из основателей, похороненного у нас, никто не заметил и не отметил... 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2