Сибирские огни, 2007, № 12
АЛЕКСЕИ КРЕТИНИН № МОСТ, ХРАМ И ФАННИ КАПЛАН дом пожаре оборачивалось катастрофой. Тихомиров помогал правильно составлять прошения ново-николаевцев в губернский Томск о выделении денег на закладку ' пожарного обоза. 27 июня 1897 года разрешение на создание ДПО было получено. На добровольные пожертвования членов общества был закуплен пожарный инвен тарь. Из-за отсутствия в то время пожарного депо все пожарное имущество храни лось в так называемой «Тихомировской ограде» — доме инженера Тихомирова. Инженер Тихомиров блестяще подтвердил на деле и свое «право на строитель ство». Он построил Храм. Прошение о разрешении на его строительство новонико- лаевцы подали в 1895 году. Была выделена «кабинетская» (то есть — из собственных владений Государя) земля и дано разрешение на строительство храма в память импе ратора Александра III, инициатора Транссиба — Храма во имя св. Александра Не вского. Деньги на строительство собирали буквально всем миром — жертвовали рабочие, мастеровые, жители поселка, железнодорожники, купцы, ремесленный люд. Свои личные пожертвования на строительство дважды присылал и новый импера тор Николай II. Поступили средства и из правительственного «Фонда им. Александ ра III». Место для Храма выбрали на возвышении, с видом и на Транссиб, и на Мост, и на реку. Будущий город как бы начинался с Храма. Архитектор-художник Лыгин подготовил проект в рамках так называемого «ви зантийского стиля». 25 мая 1895 года была начата закладка фундамента. Руководил работами по строительству Николай Тихомиров. Он буквально «жил» постройкой, самой главной постройкой своей жизни. Торопился сам, торопил всех. И 29 декабря ' 1899 года завершенный Храм был освящен. За его постройку Тихомиров получил третий орден — св. Анны III степени. Но не ради ордена он строил это массивное здание, выглядящее легким, почти «ажурным», почти «летящим»... А теперь совместите эти три линии биографии — «железнодорожную», «обще- * ственную» и «строительную». Всем этим инженер занимался одновременно, при чем блестяще и — в одно и то же время. Он чувствовал свою судьбу. В метрической книге построенного им Храма рядом с его фамилией появилась безжалостная стро- ' ка: «скончался от удара» (кровоизлияния в мозг). Это произошло 24 октября 1900 года. Казалось, весь город собрался на отпевание и похороны Тихомирова, которого v похоронили на территории построенного им Храма. На могиле позднее установили черную гранитную плиту, на которой золотом были высечены фамилия первостро ителя и эпитафия: «Здесь покоится прах строителя Храма сего...». Жизнь и судьба, полностью отданные городу, завершились. А дальше началось то, что продолжается и сегодня, в год 150-летнего «тихоми- ровского» юбилея. Толи беспамятство, толи скудоумие, толи равнодушие. То ли — ' подлость. В конце 1920-х надгробную плиту закатали под асфальт. В 1930-е Храм * взорвали. Но... Не зря Тихомиров говорил жене: «Меня переживешь — увидишь! Ни одной трещинки не будет». После взрыва Храм остался стоять, как стоял. Без трещин. Вторично взрывать не рискнули — говорят, после первого взрыва пошли * трещины в здании крайкома партии. В 1971 году при проведении ремонтных работ могильный склеп случайно вскрыли экскаватором. Гроб, покрытый остатками пар чи, со шпагой железнодорожного ведомства, перенесли в подвал краеведческого музея (нынешнее художественное училище на углу Красного проспекта и Свердло ва), где и вскрыли «для установления личности». Первостроителя перепутали с бом- ' жом. Хотя всем было известно, что в ограде Храма было единственное захоронение > — его, строителя Тихомирова. С останков сняли чуть ли не все, что могли. Шпагу, * ордена, пуговицы мундира, нательный крест (!)... Беспрецедентный «досмотр с кон фискацией» длился почти месяц. В конце концов, по решению горисполкома, на * Заельцовском кладбище появилась могила с плитой: «Тихомиров Николай Михайло вич. Инженер-путеец». Она теперь — городской памятник истории. Многие из тех, кто видел гроб во время «следствия», рассказывали, что в нем ' были не останки, а... мощи. Сохранились даже черты лица. Нетленность останков по христианским канонам — одно из непременных условий для канонизации. Но это — дело церкви, а она молчит. Город с помпой, песнями и плясками отметил в этом году свою очередную дату ' — 114-ю годовщину основания. 150-летие первостроителя Тихомирова, строившего Мост, Город и Храм, единственного из основателей, похороненного у нас, никто не заметил и не отметил... 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2