Сибирские огни, 2007, № 12
Алексей КРЕТИНИН МОСТ, ХРАМ И ФАННИ КАПЛАН (Очерки по истории Новосибирска) СТРОИТЕЛЬ МОСТА ИХРАМА В истории города Ново-Николаевска (Новосибирска) есть фигуры, вокруг ста туса которых никаких разногласий не существует. И среди них — один из первостро- * ителей города, строитель моста и Храма Александра Невского Николай Тихомиров. 30 июня 2007 года исполнилось 150 лет со дня его рождения. Однако торжеств не было — город почему-то аккуратно забыл и своего первостроителя, и его юбилей тем более. Инженер-путеец Тихомиров прожил недолгую, но насыщенную жизнь — 43 года. * Из них последние шесть он жил и работал в Ново-Николаевске, здесь умер, был похо ронен и перезахоронен (но об этом — позже). Вятский уроженец, из семьи рано умершего отставного чиновника, Тихомиров окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Получил зва ние гражданского инженера, с правом производства строительных работ. Именно у нас в городе он на практике подтвердил оба направления своей дипломной специ альности, буквально «связав» их по времени воедино. Как чувствовал инженер свою судьбу — и очень спешил жить и работать. В 1894 году он с семьей переехал в поселок Ново-Николаевский. В связи с полу чением нового назначения — начальником 9-го участка (Каргат — Кривощеково) службы ремонта пути железной дороги. За спиной уже была работа (и самые отмен ные отзывы о ней) в обществе «Балтийских железных дорог», на Самаро-Уфимской железной дороге, в обществе «Оренбургских железных дорог». С весны 1893 года переведен на строительство Транссибирской магистрали. Строил мосты через реки Ишим и Кыштым у Петропавловска. Работа была оценена крайне высоко — тридца тивосьмилетний инженер-путеец был пожалован орденом св. Станислава III степе ни. Так что в поселок Ново-Николаевский прибыл хоть и достаточно молодой по возрасту, но весьма зрелый по опыту специалист. В июле 1895 года фактического руководителя строительства железнодорожного * моста через Обь инженера Григория Будагова приказом Министра путей сообще ния перевели на должность помощника начальника строительства Среднесибирско го участка Транссиба. Достраивать мост и вводить его в действие, по рекомендации Будагова, доверили самому опытному из путейцев — Николаю Тихомирову. В крат чайшие сроки стройка была завершена. И зимой 1896 года состоялись приемные испытания нового моста. По нему проехала «сцепка» из четырех паровозов, пасса жирами которых были председатель приемной комиссии профессор Николай Беле- любский (автор проекта моста), строители, и сам «именинник» — инженер Николай Тихомиров. Очередная награда — орден св. Владимира III степени. Мост вступил в строй действующих. Инженер-путеец Тихомиров полностью подтвердил свой «путей ский» талант. Одновременно он вплотную занимался делами растущего и развивающегося поселка Ново-Николаевский. В 1897 году активно участвует в Первой Всероссийс- t кой переписи населения, за активную работу по ее проведению награжден бронзо вой медалью. Именно Тихомиров стал инициатором создания местного Доброволь ного пожарного общества. Сегодня это может показаться «мелочью». Но для дере вянного (в основном) поселка отсутствие собственной пожарной команды при каж-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2