Сибирские огни, 2007, № 12

Алексей КРЕТИНИН МОСТ, ХРАМ И ФАННИ КАПЛАН (Очерки по истории Новосибирска) СТРОИТЕЛЬ МОСТА ИХРАМА В истории города Ново-Николаевска (Новосибирска) есть фигуры, вокруг ста­ туса которых никаких разногласий не существует. И среди них — один из первостро- * ителей города, строитель моста и Храма Александра Невского Николай Тихомиров. 30 июня 2007 года исполнилось 150 лет со дня его рождения. Однако торжеств не было — город почему-то аккуратно забыл и своего первостроителя, и его юбилей тем более. Инженер-путеец Тихомиров прожил недолгую, но насыщенную жизнь — 43 года. * Из них последние шесть он жил и работал в Ново-Николаевске, здесь умер, был похо­ ронен и перезахоронен (но об этом — позже). Вятский уроженец, из семьи рано умершего отставного чиновника, Тихомиров окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Получил зва­ ние гражданского инженера, с правом производства строительных работ. Именно у нас в городе он на практике подтвердил оба направления своей дипломной специ­ альности, буквально «связав» их по времени воедино. Как чувствовал инженер свою судьбу — и очень спешил жить и работать. В 1894 году он с семьей переехал в поселок Ново-Николаевский. В связи с полу­ чением нового назначения — начальником 9-го участка (Каргат — Кривощеково) службы ремонта пути железной дороги. За спиной уже была работа (и самые отмен­ ные отзывы о ней) в обществе «Балтийских железных дорог», на Самаро-Уфимской железной дороге, в обществе «Оренбургских железных дорог». С весны 1893 года переведен на строительство Транссибирской магистрали. Строил мосты через реки Ишим и Кыштым у Петропавловска. Работа была оценена крайне высоко — тридца­ тивосьмилетний инженер-путеец был пожалован орденом св. Станислава III степе­ ни. Так что в поселок Ново-Николаевский прибыл хоть и достаточно молодой по возрасту, но весьма зрелый по опыту специалист. В июле 1895 года фактического руководителя строительства железнодорожного * моста через Обь инженера Григория Будагова приказом Министра путей сообще­ ния перевели на должность помощника начальника строительства Среднесибирско­ го участка Транссиба. Достраивать мост и вводить его в действие, по рекомендации Будагова, доверили самому опытному из путейцев — Николаю Тихомирову. В крат­ чайшие сроки стройка была завершена. И зимой 1896 года состоялись приемные испытания нового моста. По нему проехала «сцепка» из четырех паровозов, пасса­ жирами которых были председатель приемной комиссии профессор Николай Беле- любский (автор проекта моста), строители, и сам «именинник» — инженер Николай Тихомиров. Очередная награда — орден св. Владимира III степени. Мост вступил в строй действующих. Инженер-путеец Тихомиров полностью подтвердил свой «путей­ ский» талант. Одновременно он вплотную занимался делами растущего и развивающегося поселка Ново-Николаевский. В 1897 году активно участвует в Первой Всероссийс- t кой переписи населения, за активную работу по ее проведению награжден бронзо­ вой медалью. Именно Тихомиров стал инициатором создания местного Доброволь­ ного пожарного общества. Сегодня это может показаться «мелочью». Но для дере­ вянного (в основном) поселка отсутствие собственной пожарной команды при каж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2