Сибирские огни, 2007, № 12
по воле Неба. Учитель Конфуций учил, что государственный строй должен по веле нию Неба претерпевать изменения. Если император нарушает волю Неба, то теряет право на престол. Небо передает право на царствование другому правителю. «Тетка моя Цыси не пойдет на реформы, — втискивается в мозг Гуансюя. — А я одобряю мысли Кан Ювэя. Я император. Значит, Небо велит провести нужные рефор мы. Я не должен идти на поводу у Цыси. Если будет продолжаться так, что на самом деле страной правит Цыси, а она не император, то я потеряю право на престол!» ... Император Гуансюй назначил Кан Ювэя секретарем цзунлиямынь — ведом ства по иностранным делам с правом непосредственного доклада императору, повы сив в должности, — он недавно был назначен министром общественных работ. Также ряд его сторонников получил ответственные государственные посты. Император приступил вместе с ними к реформам. Упрощение системы государственных экзаменов, перевооружение войск пекинс кого гарнизона по иностранному образцу, поощрение научных методов ведения сель ского хозяйства, также изобретательства и научных открытий, реорганизация школь ного дела, издание книг и газет, перевод европейских научных сочинений на китайс кий язык, учреждение университета в Пекине, отправка молодежи на учебу за границу, включение в список дисциплин государственных экзаменов истории Запада, полити ческой экономии и других научных дисциплин, создание регулярной армии в провин ции, приобретение наземного и морского вооружения в других развитых странах, обу чение военных специалистов, упразднение устаревших и ненужных должностей в провинциях и в столице, строительство железных дорог, открытие рудников, возведе ние заводов и фабрик, внедрение машинного оборудования на селе. Богатые стали облагаться большим налогом, бедные освобождались от него, от чиновников стали требовать отказаться от ношения роскошных шелковых халатов и облачаться в про стые европейского типа костюмы. Реформы многими стали восприниматься хорошо, поэтому Цыси вынуждена была подделаться под их сторонницу. Даже однажды из загородной прогулки вместе с императором Гуансюем приехала по железной дороге. И вопреки традициям насе лению разрешили наблюдать за поездкой высоких особ. «В переживаемые нами тяжелые времена необходимо покончить со всеми ста рыми традициями и проводить новые преобразования, если только мы хотим идти по пути самоусиления, — говорилось в одном из императорских указов. — Так как большинство сановников в правительстве и в провинциях стремятся сохранить в незыблемом виде старые правила и консервативный режим, нами неоднократно издавались приказы, обязывающие всех взяться за изучение современных вопросов и отказаться от порядков династий Сун и Мин. Несмотря на это, как крупные санов ники, так и простые чиновники еще не поняли намерения двора. Да будет всем известно, что в настоящее время необходимо широко проводить новые начинания, для чего следует отобрать самые лучшие из многочисленных предложений и приве сти их в единую систему». * * * С 14 июня по 21 сентября 1898 года — в течение 103 дней — император Гуансюй издал большое количество указов, составленных его окружением — реформатора ми. Этот период стал называться «сто дней реформ». Но с каждым днем росло недовольство со стороны противников реформ, они были весьма влиятельными людьми, занимающими ключевые посты империи. Их возглавляли Ли Хунчжан и Жун Лу, бывший помощник начальника отделения двор цового казначейства, инспектор государственных экзаменов, начальник дворцового управления, глава приказа общественных работ, глава верховного императорского совета, командующий столичными войсками, наместник столичной провинции Чжи- ли, а в результате реформ Гуансюя назначенный командующим четырех новых армий, став практически командующим всеми вооруженными силами страны. Выше всех этих должностей было одно обстоятельство -— он давний возлюбленный Цыси... Об этом знал не только двор, но и страна, иностранные миссии, даже святой цанид-хамбо. Несмотря на смертную казнь за одно слово, намекающее на пикантные вещи по отно шению к особам императорским, передавались красочные подробности дворцовой жизни и шепотом, и выражениями лица, и жестами рук, и движениями тела, иноска заниями и недомолвками — так устроен человек, что таинственность и запретность, умноженные на горячечную фантазию и морально-преступное любопытство, берут верх над угрозой жизни. АРДАН АНГАРХАЕВ ё&Щ УЧИТЕЛЬ ДАЛАЙ-ЛАМЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2