Сибирские огни, 2007, № 12

АРДАН АНГАРХАЕВ УЧИТЕЛЬ ДАЛАЙ-ЛАМЫ ления в европейских странах. Так появились у него учителя, знающие науку и техни­ ку Запада. Самым любимым из них был Вэн Тунхэ, ставший потом директором Китайской академии наук. Император Гуансюй был благодарен Вэн Тунхэ, что он познакомил его с Кан Ювэем. Император читал его книги, знал, что Кан Ювэй самый известный китайский ученый. ... Слушая Кан Ювея, император вспоминал строки из его книги «Рассуждения о японском патриотизме», изданной за десять лет до победы японцев над китайцами. Ученый тогда уже предвидел возможности, открывавшиеся перед японцами в ре­ зультате реформ императора эры Мэйдзи. — ...Если Китай не примется за реформы, то покатится к пропасти, откуда выб­ раться трудно, — говорил Кан Ювэй. — Китай уже катится туда! Гуансюй читал труды Кан Ювэя «Величие и падение мировых государств» и «История процветания и падения Турции». Гуансюй испытывал благоговение, глядя на одухотворенное лицо Кан Ювэя: глаза его насквозь проникали в душу; тонкие губы двигались в такт строгих и точных слов, но всегда ухоженные усики — посредине отстриженные в линию, а к концу ос­ тавленные челочкой — оставались в покое; удивительно высокий и широкий лоб вы­ ступал как скала над течением реки. — ...Великий Конфуций указывал, что государство в своем развитии не должно оставаться на одном месте, — продолжил Кан Ювэй. — Он учил, что должны быть нововведения в деятельности учреждений государства. Мы должны строго следо­ вать учению Конфуция в современных условиях. Гуансюй также хорошо знает сочинение Кан Ювэя «Новый комментарий к клас­ сическим книгам», за которое ученого стали почтительно называть «Современный Конфуций». Кан Ювэй в Кантоне открыл школу, где изучали четыре главные учения: конфу­ цианская классика, буддийская литература, китайская история и западные науки. ...Агвану хамбо были известны стремления императора Гуансюя. И хамбо вмес­ те с Базаром Барадиным, Цыбеном Жамцарано и другими делает почти то же, что и Кан Ювэй: ими предпринимаются попытки превратить дацаны в центры изучения восточных и западных наук, на базе типографий Санкт-Петербургского университе­ та и Российской Академии наук создано бурят-монгольское издательство «Наран», оно уже успело выпустить ряд книг, учебных пособий, научных, исторических и духовных трудов. Были изданы сочинения самого хамбо, Цыбена Жамцарано и других авторов. Вот-вот откроется типография европейского образца при Ацагат- ском дацане. Намечается открытие манба-дацана — медицинского духовного за­ ведения, где наряду с тибетскими методами будут применяться и западные. Им изобретено новое монгольское письмо, которое буквенно воспроизводит весь спектр европейского произношения, что облегчает внедрение научных понятий европейских наук. — Чтобы приобщиться к достижениям заморских наук, необходимо реформиро­ вать наше китайское письмо и принципы государственных экзаменов, — говорил Кан Ювэй. — Цивилизованные люди отличаются от дикарей прежде всего тем, что у них есть письменность, при помощи которой они могут выразить свои мысли и чувства, передать эти мысли и чувства всем и оставить их для будущих поколений. Хотя в Китае есть письменность, но она не имеет связи с народными массами. Гра­ мотные люди употребляют такую древнюю письменность, которую даже трудно по­ нять самым грамотным. По своему содержанию наша письменность толкует только о старой и отсталой идеологии. Все ее выражения настолько устарели, что это сво­ дит ее значение к нулю. Поэтому мы, китайцы, не можем понимать друг друга и живем мы как отдельные песчинки в большом корыте. Так говорил великий писа­ тель Лу Синь! Гаунсюю нравилась идея Кан Ювэя, высказанная в его книге «Великое едине­ ние», о том, что в будущем Поднебесная должна принадлежать всем и люди будут все равны, это будет после уничтожения частной собственности, и промышленность, сель­ ское хозяйство и торговля окажутся в руках общества; в Китае нет враждебных, нерав­ ноправных классов, их Китай избежит в будущем, если своевременно будут прово­ диться реформы. — Учитель Конфуций нам заповедал учение о божественности императорской власти, — говорил Кан Ювэй. — Император правит исключительно по воле Неба. Реформы, проведенные императором, законны, они делаются по высшему велению,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2