Сибирские огни, 2007, № 12

«Слово» доказывал, что мать Владимира Ильича была еврейкой, отец — грассирую­ щим калмыком. То есть, что у Ленина и дед имел калмыцкую кровь, корни. Как выра­ зился Штейн: «Происхождение отца Ленина уходит корнями в калмыцкий народ». И давно известно, почему Ленин особо говорил о предоставлении автономии калмыкам и бурят-монголам в первую голову... — В Маньчжурии с Корниловым вместе служил некто Мартынов, позже став- 3 ший тоже генерал-лейтенантом. Они встретились в плену. Сначала были единомыш­ ленниками, но из-за расхождения мнений насчет ведения войны в российском гене­ ралитете отношения их охладели. После возвращения из плена в Советскую Россию Мартынов стал инструктором Красной Армии. Он написал и в 1927 году издал кни­ гу: «Корнилов. Попытка военного переворота». Он не мог писать о нем хорошо. Но мне нравятся строки: «В Корнилове, несомненно, текла кровь сибирских инородцев, так как он отличался ярко выраженными чертами монгольского типа, делавшими его похожим на бурята». А * * * Ч 1 «Похож на бурята», — сразу подумал Агван Доржиев, когда посол России в Китае господин Покатилов представил Далай-ламе в числе сотрудников посольства военного атташе полковника Корнилова. Это было в сентябре 1907 года. После долгих переговоров китайское правительство в этот год принимало в Пе­ кине Далай-ламу — они шли с 1904 года, когда верховный иерарх ламаизма вынуж­ ден был прибыть в Монголию из-за интервенции английских войск в Тибет. Агван Доржиев использовал все возможности остановить английскую агрес­ сию путем мирных переговоров. Когда в мае 1904 года англичане переправились через речку Зана, Далай-лама собрал своих высших сановников и духовных лиц в Потале. — Мы просим нашего Великого Учителя принять незамедлительное решение, — сказал Агван-хамбо. — Враг идет с юга, надо уходить на север! — Нельзя Учителю — Живому богу оставлять пустым Престол! — тут же возра­ зил Ти-римпоче, которого все знали как самое близкое к Далай-ламе духовное лицо. — Если Учитель покинет Благословенную Чистую страну, то ее постигнет разо­ рение и осквернение! — в один голос выдохнули несколько высших иерархов. — При Его святейшестве враг не посмеет тронуть наши святыни! — Враг всегда остается врагом! — Был непоколебим цанид-хамбо. — А земля велика. И на ней не имеет границ учение Будды. И мы должны быть недосягаемы для врагов! Стало ясно, что Далай-лама останется в Тибете, потому что большинство сове­ щания склонилось к этому. Далай-лама и на этом совещании не принял никакого решения. — И ваше святейшество останется? — вдруг спросил Ти-римпоче Агван-хамбо, когда он, наконец, замолчал. Ти-римпоче был осведомлен, что у цанид-хамбо караван уже подготовлен к отъезду. Агван-хамбо не ответил. Когда Далай-лама вышел из зала, он еще немного посидел в задумчивости, тихо встал и быстрыми шагами удалился. Ти-римпоче облегченно вздохнул. Многие были довольны, что наконец-то ими одержана победа над этим северя­ нином в присутствии Далай-ламы. ... А утром к Ти-римпоче прибежал запыхавшийся министр при Дворе. — Мы не можем найти Его Святейшества! — прошептал он. — Задержать Агван-хамбо! — крикнул Ти-римпоче. — Его тоже нет! — задвигал дрожащими губами министр. — Отрядить войска за ним! — пуще рассвирепел Ти-римпоче. — За кем?! — попятился министр. — Украл! — завопил Ти-римпоче. — Кто?! — Этот Агван! — надвинулся на пятящегося министра римпоче. — Кого?! — министр споткнулся об олбок у стены и упал на него. — Далай-ламу нашего! — взмахнул руками римпоче. Министр еще шире открыл рот, оттуда раздался только непонятный хрип. — Увезет в Монголию! Своим русским! Варварам своим! — кричал римпоче. — Сделает нашего Далай-ламу своим! 109 АРДАН АНГАРХАЕВ УЧИТЕЛЬ ДАЛАИ-ЛАМЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2