Сибирские огни, 2007, № 10

особые карательные приказы НКВД. Не было для спасшихся ленинградских писателей и какого-то попадания в случайный зазор кара­ тельного механизма. Мясорубка работала вполне упорядоченно, а начальник управле­ ния НКВД по Ленинградской области Л. М. Заковский во всём слушался Сталина. Заков- ский ещё в 1935-м хотел арестовать Ахмато­ ву. Пятнадцать лет спустя то же самое пред­ лагал вождю и министр госбезопасности B.C. Абакумов. Но Сталин выдал Ахматовой ох­ ранную грамоту. И Пастернаку тоже. Если И. Лукьянова пишет, что «газеты печатали в столбик списки репрессированных», то сле­ дует учитывать, что такого в описываемый ею момент не было. Уже 2 августа 1937 года ТАСС в сугубо секретном порядке предписал местной прессе поменьше упоминать фами­ лии врагов народа: «Надо понять, что огуль­ ное опубликование фамилий разоблачаемых врагов и связанных с ними на руку лишь вра- гам. Предлагается не передавать в печать для опубликования материалов, содержащих упо­ минания оразоблачённых врагах народа (кро­ ме, разумеется, тех, о которых были соответ­ ствующие извещения Верхсуда и Прокурату­ ры), об их связях и пособниках без согласия на то руководящих партийных органов» [Го­ сударственный архив Новосибирской обл. Ф. П-3. Оп. 1.Д. 853. Л. 68]. Тем не менее, несмотря на некоторые неточности и отсутствие нового архивного материала, эта в хорошем смысле популяр­ ная биография поможет широкому читате­ лю уяснить реальный масштаб личности Чуковского — человека гениального, сделав­ шего колоссально много. Жизнь Корнея Ивановича — настоящий конспект пути ве­ ликой русской литературы двадцатого века, сумевшей в лучших своих образцах преодо­ леть навязанный властью революционный разрыв с прошлой культурой. Алексей ТЕПЛЯКОВ ОЧЕРКИ АЛЕКСАНДРААСТАПОВА Александр Астапов. «Таймени на кан- тарике». — Алтай, 2006, № 1. Толстые журналы похожи на рыболов­ ную сеть, в которую должна бы ловиться рыбка большая и маленькая. Маленькая — всё то, что составляет литературный процесс в действии, а большая — редкая драгоцен­ ность, словом — Царь-рыба. Но не всякому журналу удаётся поймать эту диковинку. Всё-то она норовит обойти, а то и вовсе про­ рвать ячею и уйти куда-нибудь в более под­ ходящее место. Особенно же в журналах провинциальных. Есть среди них и такие, что отродясь в них не водилось не то что «царь- рыбы», а и вообще чего-нибудь дельного, а одни только гольяны или и вовсе консерв­ ные банки. Автор этой статьи помнит «Алтай» ещё альманахом. Не самые лучшие воспомина­ ния остались с тех пор. Читать было почти что и нечего. И не всегда потому, что нечего было печатать... В отличие от тех дремучих времён, пер­ вый номер журнала «Алтай» за 2006 год при­ ятно взять в руки. И не от того, что он пере­ полнен шедеврами. Хватит и одного того, что в рубрике «Публицистика и очерк» напеча­ таны любопытные зарисовки. Исполнены они в жанре известных солоухинских «Ка­ мешков на ладони», астафьевских «Затесей» или солженицынских «Крохоток». Размер половины из них — так желанный Чехову — «в ладонь». Другие — побольше. Но все они занимают места ровно столько, сколько нужно для того, чтобы вздохнуть и выдох­ нуть— набраться свежим воздухом и почув­ ствовать счастье от простых вещей. Автор и говорит о простом и важном: о родине, ры­ балке, азарте, реке, чистом воздухе, которым напоены его немногочисленные страницы. К сожалению, я ничего не знаю об авто­ ре, т.к. живу в других палестинах и журнала «Алтай» не получаю, а странички «об авто­ рах» редакция не поместила. Может быть, А. Астапов давно знаменит на Алтае, но я-то — «на новенького». Представляю его, судя по опыту, человеком лет пятидесяти с гаком, но совершенно другим, куда более молодым — по тем звонким, как весенняя капель ин­ тонациям, которыми он так чудесно оркест­ ровал свои рассказы-очерки. «Таймени на кантарике» — это двенад­ цать незамысловатых очерков природы и людей. Это истории, случаи или просто за­ метки. В них нет ничего чрезвычайного: осо­ бенных словесных изысков, крутых поворо­ тов сюжета. Да и сюжета, собственно, нет, как нет его, в основном, в обычной челове­ ческой жизни. Очерки неоднозначны. Вот «Приколы Длинного плёса». Здесь простота и очевид­ ность жизни. Игра воды и рыбы, очарование

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2