Сибирские огни, 2007, № 10
особые карательные приказы НКВД. Не было для спасшихся ленинградских писателей и какого-то попадания в случайный зазор кара тельного механизма. Мясорубка работала вполне упорядоченно, а начальник управле ния НКВД по Ленинградской области Л. М. Заковский во всём слушался Сталина. Заков- ский ещё в 1935-м хотел арестовать Ахмато ву. Пятнадцать лет спустя то же самое пред лагал вождю и министр госбезопасности B.C. Абакумов. Но Сталин выдал Ахматовой ох ранную грамоту. И Пастернаку тоже. Если И. Лукьянова пишет, что «газеты печатали в столбик списки репрессированных», то сле дует учитывать, что такого в описываемый ею момент не было. Уже 2 августа 1937 года ТАСС в сугубо секретном порядке предписал местной прессе поменьше упоминать фами лии врагов народа: «Надо понять, что огуль ное опубликование фамилий разоблачаемых врагов и связанных с ними на руку лишь вра- гам. Предлагается не передавать в печать для опубликования материалов, содержащих упо минания оразоблачённых врагах народа (кро ме, разумеется, тех, о которых были соответ ствующие извещения Верхсуда и Прокурату ры), об их связях и пособниках без согласия на то руководящих партийных органов» [Го сударственный архив Новосибирской обл. Ф. П-3. Оп. 1.Д. 853. Л. 68]. Тем не менее, несмотря на некоторые неточности и отсутствие нового архивного материала, эта в хорошем смысле популяр ная биография поможет широкому читате лю уяснить реальный масштаб личности Чуковского — человека гениального, сделав шего колоссально много. Жизнь Корнея Ивановича — настоящий конспект пути ве ликой русской литературы двадцатого века, сумевшей в лучших своих образцах преодо леть навязанный властью революционный разрыв с прошлой культурой. Алексей ТЕПЛЯКОВ ОЧЕРКИ АЛЕКСАНДРААСТАПОВА Александр Астапов. «Таймени на кан- тарике». — Алтай, 2006, № 1. Толстые журналы похожи на рыболов ную сеть, в которую должна бы ловиться рыбка большая и маленькая. Маленькая — всё то, что составляет литературный процесс в действии, а большая — редкая драгоцен ность, словом — Царь-рыба. Но не всякому журналу удаётся поймать эту диковинку. Всё-то она норовит обойти, а то и вовсе про рвать ячею и уйти куда-нибудь в более под ходящее место. Особенно же в журналах провинциальных. Есть среди них и такие, что отродясь в них не водилось не то что «царь- рыбы», а и вообще чего-нибудь дельного, а одни только гольяны или и вовсе консерв ные банки. Автор этой статьи помнит «Алтай» ещё альманахом. Не самые лучшие воспомина ния остались с тех пор. Читать было почти что и нечего. И не всегда потому, что нечего было печатать... В отличие от тех дремучих времён, пер вый номер журнала «Алтай» за 2006 год при ятно взять в руки. И не от того, что он пере полнен шедеврами. Хватит и одного того, что в рубрике «Публицистика и очерк» напеча таны любопытные зарисовки. Исполнены они в жанре известных солоухинских «Ка мешков на ладони», астафьевских «Затесей» или солженицынских «Крохоток». Размер половины из них — так желанный Чехову — «в ладонь». Другие — побольше. Но все они занимают места ровно столько, сколько нужно для того, чтобы вздохнуть и выдох нуть— набраться свежим воздухом и почув ствовать счастье от простых вещей. Автор и говорит о простом и важном: о родине, ры балке, азарте, реке, чистом воздухе, которым напоены его немногочисленные страницы. К сожалению, я ничего не знаю об авто ре, т.к. живу в других палестинах и журнала «Алтай» не получаю, а странички «об авто рах» редакция не поместила. Может быть, А. Астапов давно знаменит на Алтае, но я-то — «на новенького». Представляю его, судя по опыту, человеком лет пятидесяти с гаком, но совершенно другим, куда более молодым — по тем звонким, как весенняя капель ин тонациям, которыми он так чудесно оркест ровал свои рассказы-очерки. «Таймени на кантарике» — это двенад цать незамысловатых очерков природы и людей. Это истории, случаи или просто за метки. В них нет ничего чрезвычайного: осо бенных словесных изысков, крутых поворо тов сюжета. Да и сюжета, собственно, нет, как нет его, в основном, в обычной челове ческой жизни. Очерки неоднозначны. Вот «Приколы Длинного плёса». Здесь простота и очевид ность жизни. Игра воды и рыбы, очарование
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2