Сибирские огни, 2007, № 10
нение с тщетностью «воспитать в себе ги ганта, наблюдая в собственной душе пиг мея»? Такой он, герой романа, равновеликий и равнонизкий. От секса в гостинице до Ге деля и Ницше его часто отделяет не более страницы текста. Или только одно «семя» фрагмента, потраченное на любовь или фи лософскую мысль. От обоих никогда не ро дятся ни дети, ни теории. Герой просто жи вет — и это тоже «семя» его быстротекущей жизни. Ибо есть в романе еще одна версия, еще один сюжет, может быть, главный, не для читателей-«попугайчиков». Это смерть жены, которая для героя стоит целого рома на. Лишь к финалу мы узнаем, что имели дело с «мертвым» героем, пока еще мерт вым. Так его аттестовал явившийся во сне Серафим Саровский в ответ на его вопрос, увидится ли он на том свете с женой. Следо вательно, веселье, с которым имел дело чи татель в этом романе, было загробным, по тусторонним. В мире относительных, легко перевора чиваемых истин и антиномий «мертвый» — синоним «живого». Любые определения с любыми знаками здесь хороши, ибо запол няют хоть чем-то пустой мир. Ибо главный грех, порок, изъян — пустота. Слово, ключе вое для А. Кирилина. Все его герои, от ран них рассказов до поздних повестей, делают все, чтобы избежать ее. Люди с пустыми гла зами, как фабричные девушки-швейки, «осе меняемые» на ходу мастером цеха, душами и мыслями, как продажные деятели из ин формагентства «Свободное слово» и корруп ционеры, берущие так много, что их трудно посадить, — по-настоящему мертвы и пус ты, потому что «застойны». Такой жутью пу стоты веет от «Театральной сказки» поздне го А. Кирилина, где писатель пытается в жан ре притчи-аллегории показать жизнь, твор чество и любовь людей вне живой жизни. То, что могло бы случиться с кирилинскими Ива нами или хоккеистомФоминым, Найденовым или Логиновым, окажись они в условном пространстве кукольного театра. Там, где нет жизни — обыденности быта и политики, га зетных новостей и философии, криминала и гостиничной любви, города и Алтая. Исто рия любовного треугольника с участием «ак тера, которыйживет под тумбочкой», «актри сы с улицы» и режиссера, который хотел ожи вить куклу, а не человека, — остается всего лишь театром. Блоковским «балаганчиком», где вместо настоящего неба — картонное, а вместо крови течет клюквенный сок. «Моцарт выше мудрости!» — повторяет под занавес герой, словно явившийся из сим- волистско-дореволюционного бытия. И зас тавляет нас ответить: «Найденов выше акте ра, который живет под тумбочкой!», а жизнь всегда «выше» условности. Что писатель из Барнаула, отметивший недавно свое шести десятилетие, доказал всем своим интересным и ярким творчеством. 12 Заказ № 892
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2