Сибирские огни, 2007, № 10
вдруг начинает бояться мысли, как бы очер ченный им круг, в котором были дед Михаил, отец Иван, дед Гриша и др., не стал бы но вым тупиком. И тогда поиск подлинного вы хода был бы отложен еще на поколение — до рождения следующего Ивана Ивановича, его сына. Бесконечные скитания между севером, родительским домом с палисадником и по лузаброшенными таежными поселками на граждают героя рассказа «Сиреневый пали садник» серьезной болезнью ног. «Атрофия плюсны» предполагает «покой, лишенный нагрузок», но вечный странник, он уже не может остановиться, не может обойтись без дикой природы, лечащей и калечащей. Тогда один из таких таежных людей ставит ему дру гой диагноз — «временный человек», «вез де временный». Но что делать, если «вид на жительство и прописка сердца» постоянно не совпадают? Если нет ни входа, ни выхода? В такой ситуации может оказаться и тот, кто, как будто бы, нашел и «жительство» и «прописку». Но любовь у героини рассказа «Как под горкой, под горой», сельского вра ча Галины к главврачу больницы Жукову безответна. Ей дано искусство исцелять боль ных телесно, тогда как Жуков хворает иным — деревенским чудачеством, тратя себя на нелепые выходки. И только вера в то, что «в стенах больницы, на которую пошел кирпич от церкви и колокольни... остался жить от звук старого урлинского колокола», каким- то чудом сохраняет ее любовь. Галина со знает себя «хранительницей бесценной тай ны», которую поручил ей Жуков и который, согласно этой «колокольной» логике, должен обязательно вернуться на свою малую ро дину. И, конечно, к Галине, оказывающейся, таким образом, больше, чем просто женщи на и просто врач. Она — тот выход Жукова из географических и душевных тупиков, ко торым писатель мечтает наградить каждого из своих героев. Знаки и символы подлинно человечес кого и таинственно предметного, вещного А. Кирилину свойственно иногда преувеличи вать в символизм. Как это происходит, на пример, в рассказе «Возвращение», где об ратный путь деревенскому шоферу Ивану преграждает обрушившийся на горную до рогу скалистый козырек, прозванный Вися чим камнем. Преграда на наезженном пути становится для героя поводом задуматься над своими отношениями с женой и началь ственным родственником Михаилом. Растас кивая тросом булыжники, Иван словно ос вобождается от своих самых дремучих мыс лей. Наградой ему оказалась освобожденная от камней дорога домой и от подозрений в измене — жена: он видит из укрытия, что идет она не к Михаилу, а в пекарню за свеже испеченным хлебом. Так «камни» ревности и вечных попреков совсем по-библейски превращаются в «хлеб» любви к жене. Ибо любовь — это всегда выход, свобода от «ока менения» мыслей и чувств. Рассказ о «старых», вечных чувствах и «новой», временной их оболочке так сим волически и называется «Новый дом, ста рые вещи». Главный символ тут — кран с грейфером (ковш, приспособленный для сбора речного песка под водой), на котором работает герой рассказа Павел. Мастерства от него в этом деле требовалось немного, так как «угол поворота» его крана был не широким — «градусов сорок, не больше — это и есть обзор Павла за весь день». Таков же и его жизненный «обзор»: только в мо мент переезда на новую квартиру он пони мает, что Евгения, их скандальная соседка по коммуналке, была им необходима как воп лощение беспощадной правды. «Трамвай о двух рельсах» и «медуза головастая» — это и есть Павел со своим узким «обзором». Вот и жена, которая должна была обрадоваться избавлению от хамки, нелогично бросается ей на шею, понимая: дом у них будет новый, но старые «вещи», вроде соседки-«оракула» важнее. Этот невинный символизм, атмосфера какого-то слишком серьезного отношения к миру незаметных, обычных людей и вещей, кажется иногда чрезмерной. Героям ранне го А. Кирилина больше бы «легкого дыха ния», свободы бы им и простора, времени и места. Писатель понимает, что надо дать сво им героям больше пожить в произведении, освободить от дамокловых мечей экзистен циального, по сути, выбора и выхода, «вися чих камней» подозрений и комплексов. Эту миссию и призваны выполнить повести — самый «кирилинский» жанр. Первые повес ти писателя еще напоминают большие рас сказы. Но образы героев в них уже более чет ки и внятны, не ограниченные однозначнос тью амплуа и стандартностью ситуации («чу дак», «неудачник», «неразделенная любовь» и т.д.), освобожденные от давления среды, под талкивающей к выходу любой ценой. Героем повести «Чужая игра» А. Кирилин делает хоккеиста, подростка, для которого спорт — это все. Фомин видит в нем средство для осоз нания себя и других, «я» и «ты», мира в це лом. Самый молодой в команде, он уже от личается «постоянной уверенностью в себе, необычной твердостью характера», за что получает прозвище «Нахал». Он и «всякие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2