Сибирские огни, 2007, № 10
Владимир ЯРАНЦЕВ РОДНЯ И РОДИНА АНАТОЛИЯ КИРИЛИНА Сдержанная человечность и ничем не сдерживаемая любовь — к землякам и сель чанам, родным и близким, людям искусства и спорта, и особенно к женщинам, — вот главное в творчестве Анатолия Кирилина, сибирского прозаика, живущего в Барнауле. Для него нет малых тем и ничтожных людей: он знает, что не может их быть на такой оду хотворенной земле. Отсюда у писателя такой интерес, порой преувеличенный, к людям не выдающимся, тихим, почти безмолвным. Особенно заметно это в первых расска зах А. Кирилина, похожих на попытки от крыть в своих героях что-то подлинное, очи стить от тины их заболоченное зевающей скукой существование, угадать порыв, от крыть дверь в лучшее, праздничное. Дело почти безнадежное. Ибо эпоха, в которую они живут, сама была похожа на болото, от чего и заслуженно получила название «зас той». Такими внешне «застойными», мало мощными выглядят герои первой книги А. Кирилина «Помаши мне из окна» (Барнаул, 1984). Это Сашка-рыжий, похожий на «бес таланного коверного в огромном цирке» (рассказ «Рыжий Сашка в вечернем освеще нии»), и кинооператор Соловьев, неудачник, у которого при всем старании выходит на пленке какая-то «тугая жвачка» («Ледоход»), и Арслан, художник-оформитель фабрично го клуба, живущий в атмосфере «всеобще го безразличия» («В тот день светило солн це»). Герои писателя как будто бы быстро сда ются перед вязкой непроходимостью бытия, но приговор они себе еще не утвердили. Все зависит от силы, интенсивности, качества другого начала — природного, ве дающего жизненными силами, темперамен том, готовностью к сопротивлению среде, внешней и внутренней. Бессознательное, оно молча (вот почему герои писателя так неразговорчивы) противостоит осознанно му — уверенности в своей бездарности и бесполезности. И лишь временами оно ста новится очевидным. В странном, смешном или героическом поступке — все равно. Ран нему А. Кирилину и не нужно это различать: ему важно показать сам факт сопротивле ния, вялого, как менталитет советского бюд жетника. Или как тот же неудачник Соловь ев, который должен снять начало ледохода и которому достаточно «снять» его в вообра жении. Или «постоянно опаздывающий» в жизни Иван Николаевич из рассказа «Пре людия для левой руки»: вопреки насмешкам, он учился на баяниста, а стал в итоге «двор ником с дирижерской палочкой», чья жизнь — «прелюдия, за которой не последует хо рал». Автор неуверен, надо ли помогать сво им героям, и потому отпускает их на волю — ладить или бороться с собой или судьбой. Вот почему его рассказы и повести из первых книг «Помаши мне из окна» и «Под небом апреля» (М., 1988) как будто не завер шены. Будто его герои обязательно найдут тот единственный выход, который ведет из бо лота прямо в сад лучшей жизни. Это «чувство выхода», необходимости одоления «застоя», очевидно во многих рассказах А. Кирилина. Так, герой рассказа «Иванов круг» «ездил по белу свету, учился уму-разуму, добрался до самого океана и, наконец, вернулся домой». Для того чтобы замкнуть в круг свою жизнь, до этого тянувшуюся бессмысленной лини ей. Этим «кругом» оказался садовый участок родителей матери, на котором Иван хочет поселиться, остановив холостой бег своей жизни. Инстинкт крови и почвы тут совпа дает со стремлением вычертить новую гео метриюжизни. Но когда мечта сбылась, Иван
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2