Сибирские огни, 2007, № 10
героя, личность которого в поэтике Заболоц кого порой настолько близка автору, что слож но бывает обозначить «водораздел». Такая когезийная взаимосвязанность обусловлена, прежде всего, имманентно присущим авто ру мироощущением эпического, архетипи- ческого рода. Текстуальная открытость проблемы времени находит свое специфическое выра жение в его поэтическом словаре. Актуаль ность настоящего мига, часа, дня (как еди ницы времени) подчеркивается поэтом в та ких стихотворениях, как «Вчера, о смерти размышляя», «Поздняя весна», «Старая сказ ка», «Приближался апрель к середине», «Ве чер на Оке», «На закате», «Петухи поют» и т.д. Притом, в целом ряде стихотворений сами названия отсылают читателя к хронологичес ким понятиям и их коннотатам: «Осенние пейзажи, «Полдень», «Сентябрь», «Весна в Мисхоре», «Летний вечер», «Утро» и т.п. В «Лодейникове» эмфаза «этого мига» наибо лее ощутима благодаря повторам, а также риторическим вопросам, восклицаниям и общей тональности стихотворения. Века и годы могут «уходить», словно во сне, и ночь может «ступать тихо-тихо», но призыв к по стоянному духовному росту и труду «и день, и ночь, и день, и ночь» звучит эмфатически громко и настойчиво также вследствие по второв. Повторы одинаковых звуковых соче таний или близких по значению слов— один из известных поэтических приемов, позво ляющий, с одной стороны, акцентуировать «момент наличествующего бытия», с дру гой — передать динамику изображаемого, движение, смену зарисовок: «Портрет», «От тепель», «Утренняя песня», «Когда вдали угаснет свет дневной» и т. д. «Детство» — наиболее показательно в этом отношении. Вектор времени здесь направлен центробеж- но, и живая смена впечатлений окружающе го мира проецируется на далекое будущее, в котором представленному в стихотворении, достаточно длительному, отрезку времени предстоит особым свойством памяти быть когда-нибудь свернутым в «блаженную» минуту, значение и смысл которой человеку предстоит постигать на протяжении целой жизни. Впрочем, и целая жизнь, если вектор времени развернут в прошедшее, тем же свойством памяти может оказаться сверну той в некоторую точку времени, либо, в боль шей степени, пространства; и «месяцы дре моты», когда кажется, что «жизнь действи тельно прошла», спациализуются в «буго рок могилы одинокой», заметенный пургой в морозной «далекой стране». Или в «оди нокий дуб» — синоним мирового столпа, находящийся в пространстве, но вне време ни (т.к. оно занимает у Заболоцкого подчи ненное положение четвертой позиции), ко торый вечностью «важен и спокоен среди своих безжизненных равнин». Образ одино кого «матерого» дерева (дуба, кедра и тому под.) занимает исключительно важное поло жение в пространственно-эпических, мифо поэтических представлениях автора, который, как уже было отмечено, ассоциирует в соб ственном поэтическом космосе с мировым столпом самого себя. Временные и простран ственные представления, запечатленные в его произведениях, представляют собой особого рода эпический хронотопический субстрат, определяющий художественное единство по этической космологии Заболоцкого в ее от ношении к реальной действительности и до минирующее положение самого автора — «царя» в собственном поэтическом про странстве. Более того, связь с классической традицией — Державин, Пушкин, Баратын ский, Тютчев и наличие, таким образом, ин тертекстуального плана в поэтике усилива ют резерв его философской мысли. Модель времени как образ мира в его временных измерениях характеризуется у Заболоцкого наличием эпической доминан ты, поскольку время — это память, и «эпос — это память, и он рождается с острым чув ством времени»27. Пространство Заболоцко го представляет собой вечный, поющий Кос мос, эпически разомкнутый и онтологичес ки насыщенный. Космос, в котором высокая концентрация жизнеутверждающих основ достигается посредством чрезвычайно вни мательного авторского отношения равно к большому и малому в природе, пантеисти ческой взаимосвязанностью микро- и макро косма в его поэтике, его настойчивыми по пытками сущностного, а не просто рацио нального осмысления Вселенной и себя са мого; наконец, неразрывным единством про- шлого-будущего, реализованным в настоя щем моменте остановленного мгновения. Оппозиция «время — безвременье» амбива лентно-универсально коррелирует с оппози цией «бытие -—отсутствие бытия», и катего рия времени оказывается непосредственно соотносящейся с категорией бытия: «повсю ду жизнь (бытие, время циклическое. — Г.К.) и я (конечное время, линейное, «мое». —Г.К.). 27 Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос, лирика, театр. М., 1968. — С. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2