Сибирские огни, 2007, № 10
бить, болеть и надеяться. В стихотворении «Венчание плодами» человеческая история представлена в виде некой притчи. Все историческое время со временного человека наличествует и одно временно отсутствует в природно-матери- альном мире, который был когда-то раем с «древом — центром сфер» посередине. Ар- хетипические символы столпа и круга по могают читателю глубже прочувствовать ат мосферу исторического, эпического време ни — прошедшего и вечно настоящего, под линно онтологического, парменидова. Вку сив запрещенных плодов с этого древа, че ловек открыл таинство познания. А вместе с тем и свое линейное, конечное время суще ствования. Мичурин же, как «первый садо вод», уподобленный «отцу грядущих поко лений» Адаму, познал «строение живого солнца» и «преобразовал древний круг рас тений». И потому— вопреки анизотропному времени— «прах его, разрушенный годами, / Теперь лежит, увенчанный плодами»19.Пото му что существует память и история. Плода ми круглыми и прозрачными, вечными, вне временными: «Отныне все прозрачно и круг ло в моих глазах». Память важна еще и потому, что буду щее не становится реальным, пока оно не станет прошлым. В том смысле, что «буду щее определенно и линейно, т.е. поступатель но, прогрессивно и т.д., лишь при условии прошлого, взятого как базовое время, как точка отсчета; будущее можно понять как целестремительное движение лишь при ус ловии взгляда, обращенного в прошлое. В противном случае... будущее ветвится воз можностями и вариантами, теряет поступа тельность, растекаясь в невоплощенной рав нозначности, болотом обступает человека, теряя качество всякого пути...»20 (выделе но мной. — Г. К.). Иначе говоря, координата времени потеряет в такой ситуации свою це лестремительную направленность. А жизнь превратится в «Сон». В этом стихотворении Заболоцкого время представлено читателю как овеществленное пространство не земно го, параллельного существования: Я уплывал, я странствовал вдали, Безвольный, равнодушный, молчаливый, И тонкий свет исчезнувшей земли Отталкивал рукой неторопливой. Какой-то отголосок бытия Еще имел я для существованья, Но уж стремилась вся душа моя 19 Заболоцкий Н. Указ. соч. — С. 165. 20 Касаткина Т.А. Пространство и время в русской литературе конца XX в. // Теоретико-лите- ратурные итоги XX века. Т.2. Художественный текст и контекст культуры. М., 2003. — С. 115. Стать не душой, но частью мирозданья. Там по пространству двигались ко мне Сплетения каких-то матерьялов, Мосты в необозримой вышине Висели над ущельями провалов. Я хорошо запомнил внешний вид Всех этих тел, плывущих из пространства: Сплетенье ферм, и выпуклости плит, Идикость первобытного убранства. Там тонкостей не видно и следа, Искусство форм там явно не в почете, И не заметно тягостей труда, Хотя весь мир в движенье...21 Реальное время героя становится «тон ким светом исчезнувшей земли», отталки ваемым «рукой неторопливой», осью, ли шенной смысла, направления, определенно сти. «Отголоском бытия». Соответственно, душа его стремится отделиться от времени земного существования и стать «частью мирозданья», единого пространственно-ми рового континуума. Логически завершаю щим штрихом этого «побега из времени» становится четкость форм и внешнего вида предметов, плывущих в пространстве «оста новленного мгновения», в котором само дви жение как атрибут времени стало иллюзией, а материальные характеристики («какого-то мальчугана») преобладают над духовными. Эпос всегда максимально свободен в освое нии как пространства, так и времени, поэто му один сон из жизни лирического героя воспроизводит в динамических превращени ях эмоциональную и интеллектуальную сфе ру цельной человеческой личности. Отсюда же и авторская свобода разнообразия вре менных сдвигов в пределах одного текста. В упомянутом выше стихотворении «Урал» повествование воспроизводит события и настоящего, и прошлого, и будущего. В «За вещании» личностная эсхатология автора- героя коррелирует с его памятью о прошлом человека как исторической единицы, исто рической личности, стремящейся «из поте мок» прожитой когда-то жизни увидеть про должение своих идей и дел в «делах потом ков». Четырехмерное пространство в стихот ворении «Сквозь волшебный прибор Левен гука» художественно представлено именно как единый пространственно-временной континуум: «и кометы летят легкокрылей, и быстрее созвездья летят» (во времени или в пространстве?). В «Тбилисских ночах» печальное и мол чаливое настоящее прерывается мифопоэти ческим разломом времени и «по руслу реки до зари полетим мы» (снова — в пространстве или во времени?). Стихотворение «Гурзуф», 21 Заболоцкий Н. Указ. соч. — С. 250.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2