Сибирские огни, 2007, № 10
цать смерть — в обычном понимании этого слова — до самого конца. В разговорах он отрицал это «суеверие» еще определеннее и бесповоротнее, чем в стихах. ...Он утверж дал, что все духовные и телесные свойства человека бессмертны, потому что в природе ничего не исчезает, а только меняет форму». В дальнейшем Заболоцкий приходит к свое образной концепции материалистического понимания личного бессмертия, зародыши которой имелись уже в мыслях о некой мате риальности самих мыслей в «Торжестве зем леделия». В этой концепции Заболоцкий при нимает представления Циолковского о смер ти как прогрессивной рекомбинации челове ка — государства атомов. Но возобновляю щееся государство атомов для Заболоцкого есть и реальная возможность сохранения дан ного «государства» как единого неделимого, как этой личности, умирающей и возрожда ющейся и совершенствующейся»9. В архаическом обществе хронос чело веческого бытия определяется природой, иначе говоря, естественным временем кос мических круговоротов. В таком времени существует, например, «снежный человек» Николая Заболоцкого. Или его «Птичий двор»: «Вечный гам и вечный топот,/ Вечно глупый, важный вид./ Им, как видно, жизни опыт / Ни о чем не говорит»10. Не случайно дважды повторяется здесь слово «вечный», усиливающее эффект вневременности, «веч ного возвращения», кругооборота даже не по спирали, но на плоскости. Время отсут ствует, оно, по выражению Т. Манна, «про пало», поскольку отсутствует «опыт» как главное свойство человеческой памяти. «Будь бы я такая птица» у Заболоцкого зна чит — оставаясь природным объектом. В таком состоянии человек спокойно доверя ется времени, которое само даст «всему со зреть и ко всему подведет» (Т. Манн, «Иосиф и его братья»). Такое отношение к времени (вспомним Лукреция и Аристотеля) харак терно для мировоззрения «традиционного» и для мира природы, ее объектов: Скопление синиц здесь свищет на рассвете, Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал. Здесь время не спешит, здесь собирают дети Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.1 В мире природы Николая Заболоцкого времени как априорной формы человеческо 9 Семенова С.Г. Литература. Вильнюс, 1998. — С. 244-245. 10 Заболоцкий Н.Указ. соч. — С. 298. 1 Заболоцкий Н.Указ. соч. — С. 293. го мировосприятия просто не существует: «жизнь над ними в образах природы чере дою двигалась своей» («Где-то в поле возле Магадана»), И в конце— «обняла их сладкая дремота, в дальний край, рыдая, повела...». «Ужас времени» (выражение А. Ахматовой) биологического, линейного закончился для этих несчастных людей, для их воспринима ющего сознания; их конечное, измеряемое длительностью, протяженностью время усту пило в художественном (мифопоэтическом) аспекте свое место Вечности, иначе говоря— Большому, или Великому Времени, времени радиальному или циклическому. В связи с этим особенно примечательным становится факт, что часто в ситуациях поэтического хро нотопа у Заболоцкого, как будто бы самопро извольно, возникает мифопоэтический образ- символ — круга: «Вкруг людей посвистыва ла вьюга...» в вышеназванном стихотворе нии; в «Утренней песне» козлик «пошел ска кать вокруг амбара», когда «все вокруг запе ло»; в «Осенних пейзажах», стихотворении «Осеннее утро» завершается, сгорая в «пла мени скорби», очередной цикл вечного зем ного кругооборота. Тем же, 1955-м годом по мечен «Осенний клен», и многократно повто ренная в названиях и в самих стихах буква О еще раз напоминает читателю о мифопоэти ческой семантике такого «круга» втворчестве Заболоцкого. Уже отмечалось, что роль и зна чение этой анаграммы в его поэтике заслу живают особого внимания. О — это прежде всего круг, а круг — это цикл, это «вечное возвращение», это новое рождение вслед за смертью. Идея «вневременного» существо вания (вне времени, в отсутствие времени, которое есть, прежде всего, память в мире людей) — вот та недостижимая мечта, кото рая «на краткий миг» осуществилась для лирического героя одного из стихотворений поэта в некое замечательное утро, когда «мо гучий день пришел» и «деревья встали пря мо» (ассоциативная связь с мировым стол пом). Мирочувствование лирического героя стихотворения «Утренняя песня», написан ного в 1932 г., и многих других, более поздних, в который раз непроизвольно воспринима ется читателем как противостояние той апо логии настоящего, которая характерна была для идеологического официоза. Действи тельность в пафосном свете радикального творчески-трудового преображения мира чаще всего изображалась плоской как чер теж. Революционные лейтмотивы передела мира, всеобщего труда, овладения природой и космосом и т.п. на деле не оставляли места проблемам подлинно философским и эти ческим, онтологическим, антропологичес ким, что в принципе крайне сужало диапа зон поэтической мысли. Общий литератур ный фон тридцатых годов — социально-ут- верждающийся. Однако социально-психоло-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2