Сибирские огни, 2007, № 10

няется опять же подчиненным положением языка последнего — языку пространствен­ ных представлений в поэтическом идиолек­ те Заболоцкого: Внимая собственному вою, С недосягаемых высот Висит над самой головою Громада падающих вод. И веет влажная прохлада Вокруг нее, и каждый куст, Обрызган пылью водопада, Смеется тысячами уст.3 Целый ряд его стихотворений представ­ ляет собой характерные (в основном, пей­ зажные) зарисовки прекрасного, наводяще­ го на философские размышления, настояще­ го момента: «Утро», «Лесное озеро», «Гро­ за», «Летний вечер», «Вечер на Оке», «Гро­ за идет», «Гомборский лес» и проч. Посколь­ ку любой хронотоп есть, в сущности, «опре­ деленная система ценностей», в стихотворе­ ниях такого склада (типа, настроения) автор­ ская убежденность в ценности этого момен­ та существования в пределах наличеству­ ющего бытия наиболее очевидна. Один из таких моментов воплощен в стихотворении «Вечер на Оке», написанном, как утвержда­ ет дочь поэта H.H. Заболоцкая, по следам тарусских впечатлений: И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Вся поэзия Н. Заболоцкого так или ина­ че связана с миром природы, для которой времени как свойства человеческого созна­ ния, восприятия — в принципе не существу­ ет. В том отношении, что оно является «од­ ним из основных проявлений вещества», со­ гласно представлениям некоторых ученых и, в первую очередь, В.И. Вернадского4, с тру­ дами которого (как утверждают родные и со­ временники, а также исследователи) был хо­ рошо знаком поэт. «Время есть неотделимое от вещества его содержание» (Выделено мной. — Г. К.), — утверждал академик Вер­ надский в 1931 году в докладе «Проблема вре­ мени в современной науке», сделанном 26 де­ кабря на Общем собрании Академии наук. Несмотря на то, что время феноменоло­ гическое и время художественное «течет» 3 Заболоцкий Н. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.1. М., 1982. — С. 252. 4 См., например: Яншина Ф. Т. Развитие фи­ лософских представлений В.И. Вернадского. М., 1999. неодинаково, некоторые произведения поэта 30-х годов могут служить почти непосред­ ственной демонстрацией идеи единства про­ странства-времени. Так, в поэме «Безумный волк» (1931 г.) «Медленно, медленно, мед­ ленно / Движется чудное время. // Точно клубки ниток, мы катимся вдаль, / Оставляя за собой нитку наших дел»5. Создается впе­ чатление, что объективно времени как са­ мостоятельной антиципации восприятия не существует, а то, что считается таковым, пред­ ставляет собой на деле лишь координату в четырехмерном континууме, четвертое из­ мерение пространства, которое является его производной. «Чудесное полотно выткали наши руки, / Миллионы миль прошагали ноги». — Вот кривая, которая отображает движение точки (особи) в четырехмерной пространственно-временной системе коор­ динат, вот так называемая «мировая линия тела» любого индивидуального субъекта. Вре­ мени как будто нет, и прошлое-настоящее-бу- дущее архетипически слились в единый вре­ менной континуум: Мы, стоящие на границе веков, Рабочие молота нашей головы, Мы запечатали кладбище старого леса Твоимисковерканнымтрупом. Лежи смирно в своей могиле, Великий Летатель Книзу Головой. Мы, волки, несем твое вечное дело Туда, на звезды, вперед!6 Эпическая масштабность заключитель­ ной речи Председателя коррелирует с линей- но-финалистской идеей конца всех времен и торжества нового мировоззрения. Запеча­ танное трупом Безумного (безумного ли?) кладбище символизирует Время, которое, будучи запечатанным, стало всего лишь «ве­ щью в себе», а мир уже существует по иным законам: Века идут, года уходят, Но все живущее— не сон: Оно живет и превосходит Вчерашней истины закон. Поэзия (как мысль, как Логос) и приро­ да всегда являлись равновеликими ценнос­ тями для Николая Заболоцкого, а природа для него была — сама жизнь, как, впрочем, и поэзия тоже. Так, его природа — не фено­ мен, а жизнь — не система явлений, но под­ линное, реальное бытие «здесь и сейчас», с бесконечной мощью тех сил, которые дей­ ствуют не извне, но внутри самой жизни. Его природный мир — священный для поэта Космос, а его человек, подобно «религиоз­ 5 Заболоцкий Н. Указ. соч. — С. 147. 6 Заболоцкий Н. Указ. соч. — С. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2