Сибирские огни, 2007, № 10
няется опять же подчиненным положением языка последнего — языку пространствен ных представлений в поэтическом идиолек те Заболоцкого: Внимая собственному вою, С недосягаемых высот Висит над самой головою Громада падающих вод. И веет влажная прохлада Вокруг нее, и каждый куст, Обрызган пылью водопада, Смеется тысячами уст.3 Целый ряд его стихотворений представ ляет собой характерные (в основном, пей зажные) зарисовки прекрасного, наводяще го на философские размышления, настояще го момента: «Утро», «Лесное озеро», «Гро за», «Летний вечер», «Вечер на Оке», «Гро за идет», «Гомборский лес» и проч. Посколь ку любой хронотоп есть, в сущности, «опре деленная система ценностей», в стихотворе ниях такого склада (типа, настроения) автор ская убежденность в ценности этого момен та существования в пределах наличеству ющего бытия наиболее очевидна. Один из таких моментов воплощен в стихотворении «Вечер на Оке», написанном, как утвержда ет дочь поэта H.H. Заболоцкая, по следам тарусских впечатлений: И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Вся поэзия Н. Заболоцкого так или ина че связана с миром природы, для которой времени как свойства человеческого созна ния, восприятия — в принципе не существу ет. В том отношении, что оно является «од ним из основных проявлений вещества», со гласно представлениям некоторых ученых и, в первую очередь, В.И. Вернадского4, с тру дами которого (как утверждают родные и со временники, а также исследователи) был хо рошо знаком поэт. «Время есть неотделимое от вещества его содержание» (Выделено мной. — Г. К.), — утверждал академик Вер надский в 1931 году в докладе «Проблема вре мени в современной науке», сделанном 26 де кабря на Общем собрании Академии наук. Несмотря на то, что время феноменоло гическое и время художественное «течет» 3 Заболоцкий Н. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.1. М., 1982. — С. 252. 4 См., например: Яншина Ф. Т. Развитие фи лософских представлений В.И. Вернадского. М., 1999. неодинаково, некоторые произведения поэта 30-х годов могут служить почти непосред ственной демонстрацией идеи единства про странства-времени. Так, в поэме «Безумный волк» (1931 г.) «Медленно, медленно, мед ленно / Движется чудное время. // Точно клубки ниток, мы катимся вдаль, / Оставляя за собой нитку наших дел»5. Создается впе чатление, что объективно времени как са мостоятельной антиципации восприятия не существует, а то, что считается таковым, пред ставляет собой на деле лишь координату в четырехмерном континууме, четвертое из мерение пространства, которое является его производной. «Чудесное полотно выткали наши руки, / Миллионы миль прошагали ноги». — Вот кривая, которая отображает движение точки (особи) в четырехмерной пространственно-временной системе коор динат, вот так называемая «мировая линия тела» любого индивидуального субъекта. Вре мени как будто нет, и прошлое-настоящее-бу- дущее архетипически слились в единый вре менной континуум: Мы, стоящие на границе веков, Рабочие молота нашей головы, Мы запечатали кладбище старого леса Твоимисковерканнымтрупом. Лежи смирно в своей могиле, Великий Летатель Книзу Головой. Мы, волки, несем твое вечное дело Туда, на звезды, вперед!6 Эпическая масштабность заключитель ной речи Председателя коррелирует с линей- но-финалистской идеей конца всех времен и торжества нового мировоззрения. Запеча танное трупом Безумного (безумного ли?) кладбище символизирует Время, которое, будучи запечатанным, стало всего лишь «ве щью в себе», а мир уже существует по иным законам: Века идут, года уходят, Но все живущее— не сон: Оно живет и превосходит Вчерашней истины закон. Поэзия (как мысль, как Логос) и приро да всегда являлись равновеликими ценнос тями для Николая Заболоцкого, а природа для него была — сама жизнь, как, впрочем, и поэзия тоже. Так, его природа — не фено мен, а жизнь — не система явлений, но под линное, реальное бытие «здесь и сейчас», с бесконечной мощью тех сил, которые дей ствуют не извне, но внутри самой жизни. Его природный мир — священный для поэта Космос, а его человек, подобно «религиоз 5 Заболоцкий Н. Указ. соч. — С. 147. 6 Заболоцкий Н. Указ. соч. — С. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2