Сибирские огни, 2007, № 10
Галина КОПТЕВА ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Время в поэзии Николая Заболоцкого «Человек никогда не мог жить, не удов летворяя своих метафизических потребнос тей», — писал Герман Брох в одной из своих статей. Это утверждение как нельзя лучше соотносимо с творческой индивидуальнос тью Николая Заболоцкого, содержательно философский склад произведений которого манифестирован ими изначально. Вслед за Эйнштейном он «отменяет» традиционное представление о пространстве-времени. Анализируя литературную и общественную ситуацию двадцатых годов и отмечая всеоб щий интерес к новейшим теориям Эйнштей на, Минковского и других ученых — физи ков и биокосмистов, Т. Игошева в своих ра ботах подчеркивает, что «атмосфера всеоб щего философствования, где одним из самых животрепещущих вопросов была проблема пространства и времени», являлась «неотъемлемой особенностью» ОБЭРИУ, непосредственным участником которого в 1928-1929 гг. был поэт. Философская направ ленность его поэзии уже в тот период была напрямую связана с наукой, интерес же к проблематике времени во многом обуслов ливал на протяжении всей жизни Заболоц кого не только философский, но шире — эпический ее (поэзии) субстрат. Одним из своих главных учителей в области художе ственного творчества Заболоцкий в тот пе риод (и на протяжении всей жизни) считал В. Хлебникова. Упоминая о влиянии Хлеб никова на обериутов, Т. Игошева пишет, что он «ощущал жизнь как эпическую в своей основе. И осью этого бытийного единства представлял время (выделено мною—Г. К.). .. .Время, по мысли Хлебникова, должно осо бым образом слиться с пространством и образовать новую неделимую сущность...»1 В том же ключе мыслил, очевидно, и Нико лай Заболоцкий. Труды Эйнштейна, как из вестно, он начал изучать еще в ранней моло дости. Теория относительности, созданная в 1905-1916 гг., показала именно «неразрыв ную связь между пространством и време нем..., а также между материальным движе нием, с одной стороны, и его пространствен- но-временными формами существования — с другой. <...> Как писал сам Эйнштейн, нет более банального утверждения, что окружа ющий нас мир представляет собой четырех мерный пространственно-временной конти нуум».2 Но для человеческого сознания дан ное утверждение остается трудно осознавае мым, несмотря на то, что ему около ста лет. Современные философские энциклопе дии также утверждают, что только «теперь» есть у человека «время и возможность», «те перь» находится между «еще рано» и «уже поздно» и должно восприниматься и заме чаться для того, чтобы вообще что-либо можно было делать, совершать, изменять в окружающем мире. Такое ощущение чрез вычайной актуальности настоящего момен та особенно присуще натурам увлеченным, творческим, художественным. «Сейчас или никогда» — с одной стороны, «остановись, мгновение» — с другой. Момент существо вания в пределах наличествующего бытия всегда находил свое демонстративное лири ческое воплощение в произведениях худож ников кисти и слова. «Звезды меркнут и гас нут. В огне облака. / Белый пар по лугам рас стилается./ По зеркальной воде, по кудрям лозняка / От зари алый свет разливается./ Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг....» — Это строки стихотворения «Утро» И.С. Никитина. «Единственные дни» Б. Пастернака аналогичным образом вызы вают ощущение остановленного мгновения, где « полусонным стрелкам лень / Ворочать ся на циферблате, / И дольше века длится день, / И не кончается...». Наконец, мольба Тарковского: «А! Этот сон! Малютка жизнь, дыши, / Возьми мои последние гроши, / Не отпускай меня вниз головою / В пространство мировое, шаровое!» (А. Тарковский, «Малютка жизнь»). Особенно ярко момент существования «здесь и сейчас» явлен в зарисовке «Учан- Су», несмотря на отсутствие лексем с семан тикой времени, что, вполне вероятно, объяс- 1 Игошева Т.В. Проблемы творческой эволю- 1 Кохановский В.П. Философия и методоло- ции H.A. Заболоцкого. Новгород, 1999. — С. 8. гия науки. Ростов-на -Дону., 1999. — С. 325. 11 Заказ № 892 ^ ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2