Сибирские огни, 2007, № 10
ения несметных богатств в Сибири, понима нием национально-исторической миссии ее человеческих ресурсов и географических просторов. Не стоит преувеличивать меры авторс ких иллюзий и думать, что автор не понимал утопического характера помыслов своего героя, но в этом позитивном утопизме было куда больше смысла, чем во многих других современных ему программах, сеявших пло ды нигилизма и разрушения. Он верил в неиссякаемость человечес кого стремления улучшать жизнь, в то, что «истинное и плодотворное общественное движение никогда не умирает». И хотя в воз духе все время пахло революцией, его ге рои тех лет не были ни революционерами, ни подпольщиками, ни политическими де ятелями. Это были труженики, работники, предприниматели, преобразователи жизни, носители конструктивных идей. Многие из них шли в деревню, как более всего нужда ющийся в их деятельности участок, а вовсе не как носители народнических идей, при общались к земской и думской работе, спо собствовали открытию школ, больниц, биб лиотек. И скорее всего, именно сторонняя, обще демократическая позиция писателя, вызвавшая в свое время в его адрес столько нареканий, и помогла ему увидеть то, что не способны ока зались понять профессиональные идеологи, зашоренные абстрактными теориями тоталь ного и глобального преобразования жизни: не в революционной ломке и всеобщем сокруше нии старого мира, а в деятельном преобразо вании его, в том числе и кропотливом служе нии «малым делам» являет человек свое под линное величие. Так хорошо известный ста рый писатель заново приходит сегодня к чи тателю, давая ему извлечь из чтения своих произведений новые уроки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2