Сибирские огни, 2007, № 10
щенник, верно и красиво исполнивший свой долг пастыря народного и чадолюбивого родителя, отец навсегда останется для писа теля образцом человеческого совершенства, как «глубоко честная, гуманная и любящая душа». Выше уже отмечалось значение до сих пор в полном объеме не собранного и не оцененного эпистолярного богатства Д. Мамина-Сибиряка, а в нем есть настоящие перлы творческого вдохновения, вызванно го приливом сердечной благодарности род ной семье, отпустившей его в жизнь с чет ким представлением о границах между доб ром и злом. Письмо к А.С. Маминой от 26 февраля 1882 г. иначе как гимном сыновней любви и признательности отцу не назовешь: «Милая и дорогая моя мама... Я редко гово рю о папе, но постоянно думаю о нем, и его образ всегда живым стоит пред моими гла зами и навсегда останется лучшим приме ром для всех нас. Бедный папа так любил всех бедных, несчастных и обделенных судьбой; папа так хорошо, таким чистым сердцем любил науку и людей науки; папа так пони мал человеческую душу даже в ее заблуж дениях; наконец, папа так был чист и незло бив душой и совершенно чужд стяжательс ких инстинктов и привычек к ненужной глу пой роскоши... Милый, тысячу раз дорогой папа, которому обязаны все мы нашими ус пехами, всегда будет с нами, как наше луч шее, самое дорогое, что только может дать жизнь. Но одних слов, мама, еще недоста точно: будем делом любить так же людей, как любили папа, понимать их страдания и оставаться чуждым роскоши, этой язвы, ко торая губит без возврата лучшие силы»5. Не стоит говорить об острой актуаль ности подобного рода писательской испове ди, о том, как «ко времени» пришлась бы она и сейчас, но следует отметить то, как сти листика маминских писем органично слива ется с текстом его художественных произве дений, что, разумеется, не случайно, ибо нравственно-духовный источник, питающий их, един— цельная и целостная личность пи сателя. Мечте родителей отправить старших сыновей — Николая и Дмитрия в гимназию оказалась неосуществимой по простой при чине недостатка материальных средств; при шлось обратиться к alma-mater — бурсе: мальчиков отдали сначала в Екатеринбургс кое духовное училище, а затем их духовное 5 Мамин-Сибиряк Д.Н. Письмо А.С.Маминой. // Избранные письма. Там же. — С. 348. образование было продолжено в Пермской семинарии, что было обычной жизненной дорогой сотен и тысяч поповских детей Рос сии, становящихся затем священниками в самых отдаленных ее городах и весях. «В ду ховном училище и семинарии Д. Н. пробыл шесть лет» — скупо в третьем лице сообща ет о себе писатель в «Автобиографической записке», зато рельефно развернутую кар тину своего пребывания в бурсе дает в той части воспоминаний «Из далекого прошло го», которая называется «Отрезанный ло моть». И справедливости ради надо сказать, что вопреки твердому правилу своих по здних биографов, неукоснительно следовав ших жесткой традиции изображения этого периода жизни писателя в духе поэтики звер ства и истязаний «Очерков бурсы» Помялов ского, сам Д. Мамин-Сибиряк предпочитает показать бытие маленьких «духовников» в обычных его проявлениях оторванного от родных стен детства, страдающего от бедно сти, скученности, суровой дисциплины, но где все-таки находится место и проявлению заботы, внимания, сочувствия со стороны взрослых. Убедительна в этом смысле зак лючительная сцена последней главы «Вос поминаний» — «Болезнь»: «Последние дни пред кризисом прошли в каком-то тумане, а когда я проснулся от своего забытья, предо мной стоял инспектор и ласково говорил: — Ну теперь слава Богу... Теперь долго проживешь. У дверей стояла Татьяна Ивановна и вытирала слезы концом своего рабочего пе редника». Шестнадцатилетним юношей Д. Мамин- Сибиряк стал воспитанником Пермской се минарии. Шли шестидесятые годы, новые веяния проникли и в стены духовного учреж дения: здесь тайно функционировала биб лиотека запрещенных изданий и в полной мере можно было удовлетворить воспитан ную еще в семье тягу к книге. Круг чтения расширился благодаря знакомству с произ ведениями Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Писарева, а так же книг естествен но-научного и философского содержания — Ч. Дарвина, К. Фохта, И. Сеченова, К. Тими рязева. Они-то во многом и определили даль нейший выбор жизненного пути. В 1872 году с одобрения родителей Д. Мамин-Сибиряк уезжает в Петербург и становится студентом Петербургской медико-хирургической акаде мии, а по истечении четырех лет, в 1876 году переходит на юридический факультет Петер бургского университета. Живущего в провинциальном захолус тье юношу Петербург манил широкими пер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2